Шестнадцатого апреля 2010-го Subaru Impreza WRX STi, управляемая Томми Мякиненом, прошла Нюрбургринг за 7:55:00. Был установлен новый рекорд езды по «зеленому аду» для спортивных седанов. Примечательно не столько само достижение. Хотя впервые автомобиль «младшего» класса вторгся на восьмиминутную территорию суперкаров – за столько проходит Северную петлю Ferrari F430. Не столь важно и то, что рекорд установил Мякинен, завоевавший четыре чемпионских титула за рулем конкурента – Mitsubishi Lancer Evolution. Значимость событию придало заявление главы Mitsubishi Осиму Масуки, cуть которого сводилась к следующему: компания сфокусирует внимание на производстве экологичных автомобилей и в 2011-м прекратит выпуск Lancer Evolution.
О его заявлении вспомнили нынешней весной, когда на Женевском автосалоне место Lancer Evolution заняли электрические субкомпакты i-MiEV, напоминающие жуков-монстров из токийского магазина игрушек Хакухинкан. В то время на стенде Fuji Heavy Industries красовался белый Subaru WRX STi Мякинена. Из динамиков разносился рев его мотора и глухой хруст подвески, беспощадно атакующей поребрики. У дисплея, где крутили запись рекордного заезда, было не протолкнуться. Subaru торжествовала…
Это яростное соперничество имеет богатую историю. Первый спортивный успех пришел к Mitsubishi еще в 1962-м на ралли в Макао. В пору, когда Subaru еще начинала выпускать сельскохозяйственные универсалы для японских фермеров, Mitsubishi уже внимала акколадам на Сафари-ралли
Но грянул 1995 год, и Impreza, подготовленная отделением Subaru Tecnica International совместно с британской мастерской Prodrive, вышла победителем мирового чемпионата по ралли в личном и командном зачетах. Началось настоящее помешательство на Subaru.
Противостояние приносило обеим маркам попеременные успехи. В 1996-м Мякинен впервые стал чемпионом мира по ралли. Subaru сманила его напарника по команде Ричарда Бернса, а позднее умыкнула и Мякинена. Mitsubishi отвечала успешными коммерческими релизами производных Evo: II, III, IV, V, VI, VII… Случались и поражения. Очередной Evolution критиковали за засилье электроники. А в 2005-м ведущий инженер-испытатель полигона НИЦИАМТ Евгений Сперанский порвал на Subaru Impreza WRX коробку передач – срезало ведущую шестерню первой передачи. Проведенный металлографический анализ выявил наличие элементарного металлургического брака. То, что старушку Impreza не узнать, признавали все. Добавьте неповторимый стиль обслуживания у дилеров, в том же «У-сервисе», – и вы поймете, почему вперед вырвалась Mitsubishi.
Все. Стихла канонада. Subaru пересидела противника в окопах. Взяла измором ту, что отважно сражалась, но преданную теми, кому полагалось обеспечивать надежный тыл.
Стал ли причиной отказа Mitsubishi от спортивного флагмана всеобщий экономический кризис или курс йены – можно только гадать. Но это угроза, скорее, массовой продукции, нежели машинам для тех, кто готов почем зря жечь бензин, шины и тормозные накладки на закрытых треках. Nissan, например, лихо продает свой GT-R. Экологические ограничения? Отказ от лимитированной прожорливой машины с целью добиться приемлемого среднего показателя по выбросу СО2 всей фирмы? Звучит столь же нелепо, как средняя температура по больнице, которая, с учетом морга, всегда нормальная.
Одно очевидно: правила игры на рынке круто изменились. Пример Mitsubishi, как и нашумевший манифест Lamborghini, показывает, что отныне портрет спорткара будет писаться крупными мазками.
22.04.11, Денис Орлов