Локомотив продаж Nissan в России - компактный кроссовер Qashqai - давно заслужил признание. Первое поколение пришлось на богатые нефтяные годы и разошлось многотысячным тиражом. Любят у нас автомобили, названные в честь племен и народностей.
Но дело не только в названии: Qashqai был изначально лишен всех проблем азиатских автомобилей. Ведь его разработали в Европе и для Европы: это была первая модель компании, вышедшая из-под пера дизайнеров и инженеров Старого Света. Внешность была создана Nissan Design Europe, что находится в Лондоне, а техническим аспектом заведовал Nissan Technical Centre Europe из Кранфилда, графства Бедфордшир. Вот и весь секрет успеха: вовремя оказаться в нужном месте и предложить то, чего от тебя никто не ждет. Машина так понравилась покупателям, что ее не успевали производить! Тандем кроссовера и хэтчбека получился настолько лаконичным, что мгновенно стал хедлайнером всей модельной линейки бренда.
Второе поколение в России ждала совсем другая судьба: в 2014 году наши соотечественники думали исключительно о хлебе, а зрелища и обновление семейного гаража отложили до лучших времен. А ведь машина стала куда элегантней и просторней своего заслуженного предка! Улучшения коснулись и качества отделочных материалов, и оснащения, так же появился новый 1,2-литровый турбированный двигатель. Для ортодоксальных слоев населения оставили "атмосферник": 2,0-литровый бензиновый агрегат, заслуженный и понятный. Прогнозируемый, если хотите, и простой в обслуживании и содержании. Не помогло - до рекордов первого поколения кроссовер не дотянул. И теперь уже никогда не дотянет.
Не помогла даже локализация: в 2015 году Qashqai для российского рынка начали собирать на заводе под Санкт-Петербургом. Результат: 16 000 проданных за 2018 год машин. Меньше, чем у всех конкурентов: россияне предпочли Huyndai Creta. Впрочем, это уже заслуга корейских маркетологов, а не корейских же инженеров.
Nissan Qashqai по-прежнему хорош собой и спустя пять лет после премьеры совсем не выглядит архаично: правильные, не рвущие глаз формы, острые грани и озорной разрез передней оптики, который успел стать трендом по всему миру. Ни чета тем же корейцам! А вот салон уже давно нуждается в обновлении: несмотря на качественные отделочные материалы, великолепный светлый кожаный салон (доступен в качестве опции), в плане оснащения он бестселлерам из Страны утренней свежести уступает. Стереосистема звучит бедно, мультимедиа устарела, а количество кнопок и опций меньше, чем в оснащении конкурентов. Одним словом, нам уже хочется гораздо большего за те же деньги.
Аналогично дела обстоят с шумоизоляцией: салон у японца, по нынешним меркам, откровенно слабо защищен от посторонних звуков. Сегодня уже не принято слушать завывание вариатора, стук гальки по колесным аркам и надсадный хрип двигателя. А "Кашкай" включает владельцу этот саудтрек при каждой поездке.
Во время статичной презентации, Nissan Qashqai выглядит аутсайдером рядом со свежими машинами конкурентов, проигрывая, буквально, по каждому пункту осмотра. Но не спешите! Его козыри в другом.
Японец, уже традиционно, подкупает качественной, проработанной инженерией, которой не могут похвастаться корейцы. Широкая линейка силовых агрегатов (два бензиновых и один дизельный) подкреплена двумя типами трансмиссий. Младший и по году появления, и по месту в моторной линейке 1,2-литровый турбированный агрегат, выдающий 115 лошадиных сил, доступен с обоими вариантами "коробок", подойдет исключительно горожанину. На трассе его попросту не хватает: машина идет на обгон длинномера без запаса под педалью газа, провоцируя обильное появление седых волос у водителя. Атмосферный двухлитровый мотор интереснее: он увереннее тянет и позволяет комфортно ехать на скоростях 100+ км/ч. Но если нужно разогнаться до 130-140 км/ч и держать высокую скорость, то "пламенное сердце" начинает поглощать топливо в непомерных количествах. Доходит до 15 литров дорогостоящего 95-го на сотню. Это много. Проехать, например, новую платную "ленинградку" на одном баке не выйдет: посещение модульных заправочных станций гарантировано высоким расходом на "быстрых" участках магистрали.
Типов привода два: только на переднюю ось и полный, с подключением задних колес через муфту. Про бездорожье речь, конечно, не идет, Nissan Qashqai создан исключительно для каменных джунглей, но в условиях плохой погоды его арсенала хватает с лихвой. Почувствовать это можно не только зимой, но и в дождливые переходные периоды, когда полный привод значительно облегчает передвижение по скользкому асфальту с глубокой колеей, спокойно и размеренно справляется с утренним ледком, не пасует перед раскисшей от затянувшихся дождей дачной грунтовкой. Большие возможности начинаются совсем в другом классе автомобилей.
Еще одно конкурентное преимущество кроссовера - его подвеска. Крепкая, сбитая, не срывающаяся на пробои на гребенке и спокойно относящаяся к традициям нашего дорожного строительства. Не заметили яму с острыми краями? Переживет. Машина слушается руля, видит "ноль" и доставляет водителю удовольствие лихого маневрирования. Гидроусилитель настроен очень точно. Отзывчивость и абсолютно "легковые" повадки всегда были одним из главных плюсов того самого, популярного первого поколения.
Новый Nissan Qashqai уже колесит по Европе и в скором времени предстанет на суд российского покупателя. Безусловно, он станет тише и комфортнее, наверняка, разнообразят оснащение, добавят больше опций. Например, светодиодную головную оптику, которой так не хватает сегодня. Будет ли что-то новаторское, революционное и разрывное, позволяющее новинке встать в один ряд с первым поколением?