Сергей Собянин предложил хороший, комплексный план борьбы с московскими пробками. Восемьдесят процентов входящих в него мер – вполне целесообразны, пусть и имеют разный КПД. Главное – подходить к реализации этой программы с головой.
Вот, например, снос незаконных торговых точек около дорог и метро. Идея отличная, но главы районов кинулись выполнять распоряжение с таким энтузиазмом, что под горячую руку попали даже киоски Союзпечати. Главный враг предпринимателя – не мэр и не президент, а чиновники на местах и подрядные организации. Сносить палатки нужно, но при этом необходимо соблюдать нормы закона и здравого смысла, а не давать продавцам считанные часы на упаковку и эвакуацию товара.
Очень важно ускорить строительство подземных пешеходных переходов. Это борьба не только с лишними светофорами и необязательными задержками транспортного потока – это борьба и за сохранность жизни и здоровья пешеходов.
А вот троллейбусы убирать из Москвы не надо: жители города к ним привыкли, и к тому же это экологически чистый, что немаловажно для большого мегаполиса, транспорт. Более того, стоит и вернуть ликвидированные Лужковым трамвайные маршруты. Тут и экология, и удобство, и доступность проезда. Говоря об общественном транспорте, нельзя не упомянуть и о необходимости продления линий метрополитена в окраинные районы Москвы. В самом деле, раз сам город уже вышел за пределы МКАД, то и метро не должно от него отставать. Жители дальних районов получат возможность быстро и без пересадок добираться до работы, а магистрали будут избавлены от некоторого процента машин, маршруток и автобусов.
Идея развития перехватывающих парковок тоже не лишена смысла, если их позиционировать в виде альтернативного предложения, своего рода «приманки» для автолюбителей. Чтобы они доезжали до парковки по свободной дороге, оставляли машину на просторной, надежной и бесплатной стоянке, и спускались в метро, находящееся буквально в двух шагах. Насаждать же их как единственно возможный вариант – бессмысленно: водители пойдут на любые ухищрения, лишь бы доехать до работы на своем автомобиле.
То же самое касается и идеи относительно платного въезда в центр. Во-первых, это нарушение 19 статьи Конституции, гарантирующей всем гражданам равные свободы. А всем не запретишь: есть скорые, пожарные, милиция, различные спецслужбы. А когда создается подобный список – он очень быстро расширяется до сотни-полутора пунктов… Да и кто будет контролировать въезд? Не поставят же туда сотрудников спецслужб! Будут стоять простые гаишники, которые, увидев «корочку» (а её в нашей стране получить может практически кто угодно), будут беспрепятственно пропускать ее обладателя. Да и почва для коррупции возникнет самая благодатная.
Кстати, о коррупции. Лужковскую программу «народный гараж» пора сворачивать, и я надеюсь, что Собянин это сделает. Ведь почему место в таком гараже, являющееся по сути простой бетонной площадкой, стоит 300-400 тысяч рублей? Потому, что строят такие гаражи самые разные подрядчики, субподрядчики и просто фирмы, вошедшие «в долю». Естественно, думают они не о снижении стоимости места, а о собственном благополучии. А ведь для этих строек сносятся существовавшие много лет горизонтальные гаражные кооперативы, множество мест в которых принадлежит пенсионерам и даже ветеранам! Откуда у этих людей возьмутся деньги на «народное» место, если даже компенсации за снесенные боксы зачастую не выплачиваются?
Так что главное – не переусердствовать и учесть все аспекты. А еще не распыляться, а сконцентрировать усилия на самых проблемных областях. Взять, например, работу над городскими магистралями. Здесь есть смысл сначала быстро и эффективно разобраться с Минкой, Ярославкой, Ленинградкой и шоссе Энтузиастов, а потом заняться менее загруженными дорогами. Без суеты и размахивания руками, а планомерно и действенно.
11.11.10, Леонид Ольшанский