Многие аналитики, получившие данные о продажах автомобилей в России за первые два месяца 2011 года, поспешили отрапортовать о невиданном росте рынка. На первый взгляд, всё так и есть: в январе было продано на 72% больше автомобилей, чем годом ранее, а в феврале прирост составил и вовсе 80%. Но на самом деле это не сейчас дела стали резко лучше, а в начале прошлого года шли совсем плохо. Не было тогда знаменитой речи Путина о том, что настало самое время для покупки автомобиля, не было уверенности и у производителей. Фактически, январь-февраль 2010 года — это последние месяцы кризиса. Покупатели еще не были уверены в собственном будущем, а дилеры опасались заказывать большое количество машин.
Если же сравнивать нынешние показатели с результатами конца прошлого года, то выяснится, что они практически не отличаются: и там, и там цифры колеблются в районе 160-170 тысяч машин. Правда, следует сделать одну оговорку: обычно январь и февраль являются самым вялым периодом с точки зрения продаж, в то время как в ноябре-декабре автомобили покупают охотнее всего. Поэтому рост определенно есть, но совершенно не настолько феноменальный, как кажется поначалу. Если строить прогнозы на этот год, то средней по оптимистичности будет суммарная отметка в 2,4 миллиона машин. Это значит, что в месяц должно продаваться около 200 тысяч экземпляров, и текущие цифры таким ожиданиям вполне соответствуют.
Любопытно проследить и за перераспределением сил среди лидеров продаж. АвтоВАЗ здесь по-прежнему сохраняет лидерство, но оно уже не столь уверенное, как раньше. В кризисные времена заводу удавалось продавать лишь по 18 тысяч машин в месяц. Потом подключилось государство с субсидиями и программой утилизации, кризис отступил, и результат дошел до солидных 50 тысяч. Теперь же пик покупательского интереса пройден, и продажи стабилизировались на отметке в 37 тысяч машин. Зарубежные конкуренты не дремлют: хороший рост показывают Nissan и Toyota, а также Volkswagen с Hyundai, выстрелившие со своими бюджетными седанами. И всё указывает на то, что эта тенденция сохранится.
11.03.11, Олег Дацкив