Посмотрев на красивую историю лондонского такси, красивые машинки и законопослушных таксистов - «кэбменов» пора возвращаться в Россию-матушку с ее бездорожьем, игнорированием законов и правил, принятием непонятных и противоречивых законов.
Будем говорить о проблемах российского такси, в том числе - московского, питерского, такси в регионах, в малых городах и весях.
Так что же представляет из себя такси в России сегодня?
Такси было в России до революции. Это было не дешево, но удобно.
Такси на вокзал, на дачу могли позволить себе люди не бедные, ценящие комфорт и удобство. С появлением автомобилей - такая поездка становится модной и престижной.
Это нравилось франтоватым мужчинам, нравилось их женщинам. Только очень богатые люди могли позволить себе приобрести личный автомобиль, а возможность совершить поездку была вполне реальной.
Таким образом, такси в крупных городах становится неотъемлемым атрибутом все убыстряющегося темпа столичной жизни. Даже появился термин «московское такси». Кстати, именно так нынешние московские власти планируют называть проект, о котором будет идти речь - «Московское городское такси».
Наверное, сейчас, невозможно встретить человека, который ни разу бы не пользовался услугами такси. Давайте договоримся - мы пока будем условно называть таксистами всех, кто оказывает услуги по перевозке пассажиров и багажа за деньги. Разберемся в этом позже.
До революции автомобильных дорог в огромной России практически не было. А поскольку все железные дороги страны сходились в Москве. Большие расстояния и незнание Москвы, ограниченность времени и определенная растерянность приезжих россиян из сельской российской глубинки в шумной, многолюдной и непонятной столице создавали все условия для быстрого развития такси в Москве.
Огромному количеству постоянных приезжающих и отъезжающих россиян постоянно нужно было как-то добираться до вокзала или с него. Общественный наземный транспорт Москвы был неудобен, небезопасен и всегда заполнен. Метро в Москве еще не было. Конечно, можно было бы решить проблему, наняв извозчика, которые постоянно работали около любого вокзала, но их тарифы всегда зашкаливали, что отпугивало многих клиентов. Уже в то время для таких экипажей были организованы специальные стоянки. Но какой-либо системы предварительных заказов и какого-либо единого тарифа на поездки не существовало.
Так, в том же далеком 1907 году в городской газете «Голос Москвы» появилось первое объявление об услуге «извозчик на автомобиле». В нем предлагалось любому желающему с комфортом добраться до любого нужного места. Этому примеру быстро последовали и другие шофёры. Впоследствии в Москве появилось множество компаний и машин, которые специализировались на оказании платных услуг по извозу. Это продолжалось недолго, всего 10 лет.
Сейчас это называется «таксовать». Некоторые называют «бомбить» - кому что ближе и понятней.
После революции 1917 года был положен конец свободному предпринимательству, а значит и этому сервису. Но и тогда, в далеком 1924 году Моссоветом было принято решение о скорейшем создании нового советского такси. В планах московских городских властей было приобрести за границей около двух сотен иностранных автомобилей, таких как хорошо зарекомендовавшие себя в такси машины марок как Renault и Fiat (ведь своих автомобилей Россия еще не производила). Уже летом 1925 года 15 первых московских машин такси выехали на улицы столицы к пассажирам. Устанавливалась оплата за проезд, она была такова: верста стоила 50 копеек, а почасовая оплата составляла целых 4 рубля 50 копеек. Как и раньше, услугами таксистов не могли воспользоваться широкие массы трудящихся, это был транспорт в первую очередь для материально обеспеченных людей.
До 1926 года только в Москве и Ленинграде были таксопарки, позже такие службы стали организовываться и в других не очень крупных городах.
Когда в 1934 году в Советском Союзе стали выпускаться отечественные легковые автомобили, соответственно увеличился и парк таксомоторов. Это позволило сделать возможность заказа такси в Москве доступным для горожан и гостей столицы.
После войны основной парк машин московского такси составляли ГАЗ-М20 "Победа". Уже тогда, в далеком 1948 году, на кузовах этих машин появился шахматных пояс и знаменитый зелёный огонёк, говорящий о том, что такси свободен.
С появлением ГАЗ-21 «Волги» эти машины такси стали красить в бело-красный цвет, их так и называли - «красная шапочка», были также машины черного, серого, а затем и желтого цветов. Вспомните известных персонажей из советских фильмов - это, как правило, положительный таксист фильме «Зеленый огонек», или таксист в исполнении Олега Ефремова в фильме «Три тополя на Плющихе» и знаменитая фраза о таксометре «у вас что-то щелкнуло» в исполнении Татьяны Дорониной, или милиционер - «таксист» «Михал Иваныч» и мошенник-таксист» в исполнении Анатолия Папанова в «Бриллиантовой руке» со знаменитой фразой «Кто вызывал такси на Дубровку…
Когда в СССР массово стали выпускаться «Волги» ГАЗ-24 и ГАЗ-24-02, то они уже на конвейере комплектовались таксометрами для работы в такси, кузова красились в светло-зеленый «салатный» цвет, на крыше устанавливался оранжевый фонарь - «гребешок». Эти машины выпускались боле 15 лет, потом их заменили ГАЗ-3102 и ГАЗ-24-10.
На этом завершается эпоха советского такси.
С распадом Советского Союза меняется все. Начинается новая глава - история современного российского такси.