Скажите, а вы чувствуете стремительно надвигающуюся старость? Ощущаете, с какой невообразимой скоростью летит время? Если нет, то вот вам пара зацепок для сознания. «Титаник» вышел 16 лет назад, войне в Ираке исполнилось десятилетие, а конфликту в Южной Осетии - почти пять лет. А ведь как вчера было, да? На автомобильном рынке то же самое. Помните, как появился Renault Logan, первая доступная иномарка, не основанная на чем-то до жути престарелом, как, например, Daewoo Nexia? Так вот, с тех пор прошло уже девять лет. А первая иномарка «специально для России» - Volkswagen Polo Sedan - дебютировала уже почти три года назад.
Это все вот к чему. Весной 2011 года мы составили список из десяти доступных машин иностранного производства, которые можно приобрести в России. Тогда в нем наряду с новоявленными бюджетными моделями «специально для нашей страны» фигурировали и городские микрокрохи, и настоящие аксакалы вроде той же Nexia. Теперь же, задумав эту десятку актуализировать, мы с удивлением (ну ладно, почти без него) обнаружили, что никаких скидок и натяжек больше не требуется! На рынок один за другим выскакивают автомобили, о которых десять лет назад можно было только мечтать: недорогие, но при этом современные, безопасные и неплохо адаптированные для российских условий. И если у вас, как и у нас, от их мелькания уже начинает рябить в глазах - милости просим: в этом дайджесте мы постарались разложить все по полочкам. Чудеса из Поднебесной в десятку не включены совершенно сознательно: несмотря на очевидный прогресс, настоящими автомобилями их пока называть язык не поворачивается. Может, все изменится еще через два года...
Daewoo Nexia, 312-382 тыс. руб.
Без дани уважения старикам обойтись было бы как-то некрасиво. Тем паче что Nexia, чей дебют некоторые обладатели водительских прав вообще не застали даже в бессознательном возрасте, до сих пор продается тиражом свыше 50 тысяч экземпляров в год. Скажем больше: в первом квартале этого года рост продаж составил 11% по сравнению с аналогичным периодом года предыдущего! Самой конструкции и вовсе скоро стукнет тридцатник - Opel Kadett, из которого впоследствии Nexia и получилась, был явлен миру в 1984 году.
С тех пор были и обширные модернизации, и глубокий рестайлинг силами английских дизайнеров, а в топовой комплектации нынче можно обнаружить такие блага цивилизации как гидроусилитель руля, кондиционер и полный электропакет. Но ни одной подушки безопасности вам по-прежнему не дадут ни за какие деньги, а от приобретенного в последние годы жизни ярлыка машины для нелегальных извозчиков с Юга «Нексии», похоже, уже не избавиться. Да и смысла дергаться, в общем-то, нет: уже летом компания Uz-Daewoo грозится поставить на конвейер преемника машины, которым, судя по всему, станет то, что мы знаем как Chevrolet Lacetti.
Renault Logan, 349-540 тыс. руб.
Без Logan оставлять эту подборку, как ни крути, тоже не комильфо. Да, вот-вот ему на смену придет машина второго поколения. Да, за время его жизни термин «бюджетный седан» уже почти перестал обозначать автомобили с абсолютным минимумом опций. Но пока что Logan, в свое время поразивший сердце отечественного покупателя стрелой с разрывным наконечником, жив и бодр. Пусть и выпал из десятки самых продающихся автомобилей России.
Достоинства у румыно-французского бестселлера все те же: смешная цена, феноменально энергоемкая и комфортная подвеска, почти «жигулевская» ремонтопригодность, совсем не «жигулевская» надежность и неплохой уровень безопасности. Тем более что при желании машину можно укомплектовать сразу четырьмя подушками. Из приятных опций «Логану» доступны автоматическая трансмиссия, мультимедийная система с USB и Bluetooth, кондиционер, электропакет и обшитый кожей руль. Дальше будет богаче: надо только дождаться нового поколения.
Nissan Almera, 429-571 тыс. руб.
Ближайшая родственница Logan, но, в отличие от него, совсем еще молоденькая. Собирают Almera на конвейере «АвтоВАЗа», а позиционируют выше заслуженного собрата. Во-первых, автомобиль сразу на 40 сантиметров длиннее (и вообще на удивление просторен во всех местах), а во-вторых - у него в любом случае нестыдная техника. Даже в самой-самой базовой комплектации присутствуют и гидроусилитель руля, и 102-сильный двигатель 1.6, и даже две передние подушки безопасности (боковые, правда, не положены даже за доплату).
Внутри Almera выглядит чуть затейливее Logan, но все же значительно проще не только некоторых конкурентов, о которых речь пойдет чуть позже, но и… себя же самой! В том смысле, что в Японии эта машина с 2006 года известна под именем Bluebird Sylphy, и тамошний интерьер смотрится во всех отношениях наряднее. Впрочем, и российской «Альмере» доступна, например, такая нужная штука, как мультимедийная система с сенсорным экраном и навигацией. Точно такая же, как на Qashqai и Juke, между прочим!
Chevrolet Cobalt, 444-530 тыс. руб.
Посылка из далекой Бразилии для тех, кому просто и функционально - важнее, чем стильно и интересно. В том смысле, что стоит Cobalt лишь немногим дешевле формально выступающего в том же классе Aveo, но в плане дизайнерских изысков до него, скажем так, несколько не дотягивает. Да и единственно доступный двигатель слабее на 10 л.с. - всего их тут 105. Зато багажник на 40 литров вместительнее (545 л), а внутри должно быть просторнее благодаря большей на восемь сантиметров длине.
Прибамбасов - необходимый минимум. В «базе» есть одна подушка безопасности, передние электростекла, электрозеркала с обогревом, а также согревающие стратегически важные места передние сидения. За дополнительные деньги можно получить вторую подушку, ABS, задние электростекла, аудиосистему с CD и MP3 и кондиционер. Стратегически важное преимущество - опциональный «автомат» с шестью ступенями, а не с четырьмя, как у всех остальных конкурентов за исключением Polo и Rapid.
Volkswagen Polo Sedan, 450-707 тыс. руб.
С него, собственно, и началась история «специально-для-российских» иномарок. И пусть сам по себе седан Polo - не эксклюзив (он продается и в других странах), глубокая адаптация, производство по полному циклу в Калуге и сенсационная для Volkswagen цена моментально сделали его мегахитом. Правда, всего на полгода, до выхода Hyundai Solaris. Потом Polo стал просто популярным автомобилем. Он выглядит как Volkswagen, собран как Volkswagen и едет как Volkswagen - словом, совершенно полноценная машина безо всякой «упрощенки». Только сравнительно доступная.
По силовым агрегатам Polo сравним с Cobalt: те же 105 лошадиных сил (правда, при рабочем объеме в 1,6, а не 1,5 литра), тот же выбор между МКП5 и АКП6. А вот оснащение «жирнее»: можно заполучить и ESP, и четыре подушки безопасности, и парктроники, и даже полноценный климат-контроль вместо кондиционера. Правда, по стоимости такой седан дотянется до седьмого Golf, причем даже не в самом «голом» исполнении. А это уже, сами понимаете, совсем другая лига.
Citroen C-Elysee, 456-703 тыс. руб.
Совсем-совсем свежий гость из Франции (производящийся, правда, в Испании) на лавры чисто российской машины не претендует - это глобальная бюджетная модель. Выглядит интересно и без очевидных дизайнерских просчетов, а также предлагает довольно неплохой ассортимент всяких разных штук, из которых можно выбирать.
Главная беда у C-Elysee одна: в базовой комплектации он стоит соизмеримо с соперниками, но предлагается только с чахлым 1,2-литровым моторчиком, развивающим жалкие 72 лошадиные силы. За возможность ездить с нормальным агрегатом 1.6 (115 л.с.) надо отдать как минимум 565 тысяч рублей, а версия с «автоматом» обойдется как минимум в 600 тысяч. Зато здесь также доступны ESP, четыре подушки безопасности и задние датчики парковки, а еще можно заказать Bluetooth и даже круиз-контроль.
Peugeot 301, 456-714 тыс. руб.
Брат-близнец нашего предыдущего «пациента» с минимумом отличий в дизайне и технической составляющей. В базовом исполнении стоит ровно столько же, а в полном «фарше», судя по конфигураторам обеих моделей, обойдется даже дешевле: 688 тыс. руб.
Главное же отличие этого Peugeot от Citroen - наличие дизельной модификации с 1,6-литровым мотором мощностью 92 лошадиные силы. Доступен он только в самое дорогой версии Allure и только с механической коробкой, и в качестве основополагающего преимущества имеет почти вдвое меньший расход топлива: в смешанном цикле по паспорту дизельная машина выпивает 4,1 л/100 км против 7,1 л/100 км у 115-сильной бензиновой.
Hyundai Solaris, 460-717 тыс. руб.
Ну а это, как ни крути, реальная рыночная бомба, чумовым продажам которой не мешают ни пост-дебютные проблемы с задней подвеской, ни тот факт, что «кореец» стоит абсолютно тех же денег, что и европейские аналоги. 110 тысяч машин за 2012 год - это абсолютный рекорд для иномарок в России.
Секреты успеха, в общем-то, секретами особо и не являются. Громкая рекламная кампания, благодаря которой каждый первый наш соотечественник точно знает, что Solaris создан именно для него, российская сборка и богатое оснащение - вот и все дела. У автомобиля есть самый мощный в сегменте двигатель (1,6 литра, 123 л.с.), а также такие недоступные большинству недругов «плюшки», как навигация, камера заднего вида, датчик света, система бесключевого доступа и надувные «шторки» безопасности. На фоне всех этих плюсов немногочисленные минусы, согласитесь, несколько меркнут.
Kia Rio, 490-650 тыс. руб.
Соплатформенница «Соляриса» по умолчанию воспринимается как более технологичный и приближенный к европейской идеологии автомобиль - не в последнюю очередь из-за дизайна именитого Питера Шрайера, которого уже давно должна донимать неизбывная икота из-за постоянных упоминаний в статьях о Kia. Ну а что поделать, если ему не повезло нарисовать первые по-настоящему европейские корейские машины?
При всей близости к Solaris, у Rio есть неколько важных отличий. Это отсутствие совсем «голых» версий (самая дешевая модификация все равно комплектуется кондиционером и электрозеркалами), более вместительный багажник (500 литров против 465) и отсутствие возможности поставить навигацию даже за доплату. Ах да, помимо этого Hyundai и Kia - единственные в нашей десятке автомобили, которые можно купить в виде хэтчбека. Если, конечно, не считать Volkswagen Polo, но там разница между седаном и хэтчем больше и лежит скорее в плоскости идеологии.
Skoda Rapid, российские цены не объявлены
Пока на чешскую новинку не налепили рублевые ценники, о ее судьбе говорить рано. Но если не произойдет ничего из ряда вон выходящего, то Rapid в России ждет как минимум успех, а как максимум - всенародное обожание. Она размером с первую «Октавию», выглядит как уменьшенная копия «Октавии» третьей и под завязку наполнена всяческими приятными в быту решениями.
Тут и фирменный седанообразный, но хэтчбекоудобный тип кузова, и россыпь кармашков, крючочков, сеточек и ниш в салоне, и ставший уже легендарным скребок-лупа на изнанке лючка бензобака. Плюс мощный 122-сильный двигатель 1.4 TSI (привет, Solaris и Rio!), опциональная семиступенчатая DSG (единственная в сегменте!), а также климат-контроль, навигация и иные радости жизни. Только бы не напортачили с ценами, словом.