«Самурай должен служить верой и правдой до конца отведенного срока. Не перечить тому, кому служит, и свято исполнять все приказы, пока срок его не закончится…». Такое самурайское правило - бог знает, достоверное ли - можно найти среди прочих. Когда на нашем Mark II, которому 19 лет, мы выехали из Владивостока не в сторону Уссурийска, а в сторону Находки, для нас это было весьма актуально. До столицы семь часовых поясов, а мы, между тем, отправляемся в противоположную сторону!
Фото: Анисия Борознова, Максим РудомёткинЦель крюка вёрст в пятьсот была совсем не замысловатой - посмотреть на две скалы под названием «Два брата». Именно их изобразили на тысячерублёвой купюре в середине 1990-х. Вантовых мостов во Владивостоке ещё не было, и достопримечательности для купюры, судя по всему, собирали со всего региона…
Аппетит Марка бил по кошельку: 60 литров бензина хватало всего на 500-600 километров. Зато нетребовательный двигатель 2,5 ел 92-ое топливоПриморье радовало не только видами живописных высоких берегов, но и серпантинами с покрытием из хорошего асфальта. Впрочем, конец их был не так уж и далёк. Заранее приобретённая бумажная карта достовернее любого Яндекса показывала, что асфальт скоро закончится.
Стандартные 15-ые шины для Mark II - это 195/65, но нам достался седан с колёсами побольше: 205/70. Отсюда - нерасторопность и необычное расхождение реальной скорости с той, что на спидометре (Марк считал, что она меньше, чем у GPS). В то же время большие колёса чуть-чуть увеличили дорожный просвет и прибавили плавности хода. Впрочем, оказавшись на «стиральной доске», мы приспустили шины, и машина поехала ещё менее болезненно для себя и для наших почек.
Ещё до отъезда из Владивостока мы озадачились запасными колёсами. Подходящие нашлись в третьем шиномонтаже по счёту. Три изношенные летних колеса нужного размера нам отдали за полторы тысячи, и ещё 600 рублей мы заплатили за два стальные диска.
На подъезде к «Двум Братьям», рядом с местной промзоной рыбно-портовой тематики - вытоптанная в траве стоянка с живописным видом и мусором в окружающей траве. У скал - ощущение размаха и шум прибоя. Долгота этой точки - 135 градусов. 98 до Москвы, а оттуда всего 37 до Гринвича. Такая большая Родина!
От такого удаления чуть-чуть не по себе, и уже хочется начать движение в «правильном» направлении. Но прежде мы посетим ещё одну точку. Это место падения Сихотэ-Алинского метеорита, приземлившегося в Приморье в 1947 году. Навигатор заводит на горную дорогу, по которой давно никто не ездил. Мы понимаем это слишком поздно, уже оказавшись в плену у снега.
Нетрудно догадаться, как вёл себя Mark II на скольком покрытии. Заднеприводная баржа с большой массой на передней оси моментально начинала вращать одним из задних колёс, как только то попадало на скользкое покрытие. Несмотря на то, что на ведущий оси в тот момент стояли зимние шины, Марк очень легко сползал из колеи и никак не хотел вылезать из сугроба. Застряв в снегах, мы стали упражняться с ручной лебёдкой, её не поленился взять с собой один участник нашего путешествия. Коробку передач поставили в нейтральное положение, опорой послужило дерево. За раз мы продвигали машину на несколько метров, а выбравшись из сугроба, проезжали ещё сто-двести своим ходом и вязли снова. Дороги назад не было: позади заснеженный подъём, впереди же спасение: растянувшийся на пятнадцать километров спуск в долину.
Спустя пару часов по ходу нашего движения объявились охотники на Mitsubishi Pajero и Toyota Sequoia. «Откуда вы?», - глядя на наш седан, спросил водитель одного из джипов. «Из Рудной Пристани», - ответил я и даже не соврал, хотя вариант «из Москвы» больше бы подошёл идиотизму положения…
Интерес к необычным достопримечательностям завёл нас на дороги, где ездят только джиперы
На следующий день мы добираемся до места падения того самого метеорита. Оставив машину, идём по залитым водой тропинкам семь километров. Результат стоит того: находим десяток воронок, некоторые из которых имеют в диаметре 20-30 метров. Невдалеке замечаем самодельную палатку. Никого не встретив, предполагаем, что это копатели. Со времён падения метеорита из земли извлекли около тридцати тонн вещества, но некоторые до сих пор не теряют надежды найти кусочек: 50-граммовый можно продать за две-три тысячи рублей, а совсем большие в Интернете предлагают за тысячи долларов.
Выбравшись на асфальт после эпопеи с Приморьем, мы привязали частично отвалившуюся защиту картера, накачали шины. И уже вскоре произошла долгожданная перемена направления движения. Начиная с Хабаровска мы едем на запад, а не на восток и не на север. Ночью уткнулись в Биробиджан, чистый и ухоженный центр Еврейской Автономной области. Памятник на въезде в город обращался к нам на двух языках: русском и иврите. Только вот главная достопримечательность, по описаниям, вокзал...
Дороги в этих краях, по большей части, неплохие. И лишь иногда асфальт на федеральной трассе сменяется участками без покрытия. Кое-где по ним, правда, приходится ехать очень медленно. В одном месте можно было даже застрять в грязи, потеряв накат.
Эту грунтовку сфотографировали уже в Хакасии. Хабаровские страшнее!Не так уж и далеко от шоссе, по Амуру, тянется граница с Китаем. Больше других мест она ощутима в Благовещенске, ровно напротив которого расположился китайский город Хэйхэ. С российской стороны набережная огорожена забором, словно признанным защитить один народ от другого (в действительности на выровненном песке красуется техника и вяло идут ремонтные работы). На противоположном берегу виднеются макушки новостроек, колесо обозрения и огромный торговый центр с зазывающим названием на русском языке. Многие ездят в Китай на один день за покупками. Разница в ценах настолько существенная, что людей не смущает стоимость билета на судно на воздушной подушке, а это 1500 рублей в одну сторону, не считая визы.
В нашем маршруте Благовещенску была уготована роль не только туристического пойнта. Первые две тысячи километров оказались самыми непростыми на всём маршруте в плане дорожного покрытия. В рулевом управлении Самурая прибавилось вибраций и развился люфт, а на передней оси были съедены до корда обе шины. И это ещё не всё: в передней части двигателя появился звук, похожий на шум небольшой «вертушки». Мастер в сервисе, открывший газораспределительный механизм, обнаружил потрескавшийся ремень и почти слетевший с крепления натяжной ролик. Именно этот ремень ГРМ мы уже видели несколько дней назад, в сервисе во Владивостоке, и даже отдали за его замену три с половиной тысячи…
Выводы напрашиваются сами собой: при перегоне машины в общении с сервисами особые правила. Во-первых, всё проверять самим, не верить на слово. Во-вторых, донести до механиков, что гоните вы машину не в Москву, а максимум в соседний Хабаровск. Так что, если что, на следующих же выходных приедете расквитаться за халтуру...
Несмотря на близость к Китаю, даже в Благовещенске девять из десяти машин японскиеПоменяв ремень «во второй раз» и сделав сход-развал, расстроенный ухабистыми дорогами Приморья, мы выкидываем несколько шин и пополняем их запас в очередном шиномонтаже. На этот раз у нас на задней оси оказываются колёса штатного размера 195/65 R15 (других не было). С этого момента у нашего Mark II существенно прибавляется информативности на руле, а завязанный на коробке передач спидометр начинает работать так, как должен. Платой служит незначительная потеря комфорта для заднего пассажира.
В нашей Toyota Mark II 1994 присутствовали климат-контроль и электрорегулировки водительского креслаПуть от Благовещенска до Читы - это лучший по покрытию отрезок на всём маршруте. Дорога пуста, асфальт хорош, повсюду разметка и отбойники. Каждое ограничение скорости подтверждено ещё каким-нибудь знаком - например, «кочки» - что добавляет авторитета и первому. Можно долго хаять Путина с его «Калиной» канареечного цвета за то, что тот громкий автопробег устроили ещё до того, как асфальт положили на всём протяжении трассы «Чита-Хабаровск». Но те 95%, что уже готовы, дают повод для водительского праздника.
Портят впечатление только местечковые «волны» и сгустки грунта, как-то оказавшиеся на просевшей асфальтовой поверхности. Из-за них «поливать» со скоростью 140-160 км/ч получается не повсеместно. И всё же по этой дороге мы проехали 1300 км за смешные 12 часов, что было приятным сюрпризом.
В Чите мы случайно попали на репетицию Парада Победы. Появившееся во Владивостоке ощущение, что страну некому защищать от азиатов, куда-то пропалоВыходить в ночь на 700 километровый отрезок от Читы до Улан-Удэ, как мы потом поняли, было ошибкой. Именно этот участок на всём маршруте оказался самым коварным. Сплошных грунтовок на нём не было, но иногда фары выхватывали из тьмы огромные бугры - смесь вздувшегося асфальта, песка и камня.
Стела и надпись «Москва-Владивосток» на подъезде к Благовещенску. Присутствуют, наверное, в каждом фотоотчёте о путешествии по этому маршрутуПропускать такие кочки между колёс не стоило даже с нашим высоким Марком. Но одну я всё же не успел объехать сбоку. Страшной силы удар пришёлся в район картера, и машина замедлилась не столько от нажатия на педаль тормоза, сколько от столкновения с грунтом. Из моторного отсека поднимались клубы дорожной пыли. «Приехали!». Осмотр показал, что даже от удара такой силы масло у Марка не вытекло. Поехали дальше, правда, с разнастроенными рулевым управлением и колёсами.
Найти сход-развал в Улан-Удэ в воскресенье оказалось не самой простой задачей. Пока объезжал дюжину сервисов, я убедился, что если до столицы Бурятии явно превалировали японские машины (они же, кстати, и слепили нас все предыдущие ночи: фары у праворульных машин светят на нашу встречную полосу вместо обочины), то здесь соотношение между ними и остальными стало уже немного спорным. В поисках нужной услуги я зашёл даже в обнаруженный здесь дилерский центр Skoda. Механик с пониманием кивнул, когда узнал, что у меня Mark II, и виновато сообщил, что в их дилерском центре есть только данные по «европейцам».
Отвороток на федеральную трассу «Лена», об ужасном состоянии которой во время распутицы ходят страшные легендыВ результате работающий сход-развал всё же был найден. Спустившись в яму, я увидел, что наш картер похож на сдутый мячик. Расположен он, кстати, не так уж низко, а основной удар пришёлся в продольную балку (исполняющую функцию подрамника). Элемент деформировался, и поэтому колёсам понадобилась очередная серьёзная настройка.
Грузовичок, «кубышка» в его кузове и ещё одна машина на жёсткой сцепке - типичное зрелище для этого края перегонщиков. А вот после Байкала такого не увидишьЭто был хороший механик: отлично всё настроил и рассказал немало интересного. Желая отблагодарить парня, я вручил ему 50 рублей сверх чека (порядка 500 руб.), оплаченного в кассе, но тот уверенно отверг деньги со словами «ты уже заплатил». Удивившись, я поехал на мойку, чтобы смыть грунтовые воспоминания. За 250 рублей машину мыли и пылесосили четверо, а одна из женщин ещё долго дотирала последние капли. Ей я тоже попытался вручить 50 рублей: обиделась и тут же удалилась. А мы, так и не уяснив причин странного отношения местных к материальным благодарностям, отправились дальше, надеясь, что на этом технические злоключения Самурая закончились.
Иволгинский Дацан, центр буддизма России и известная туристическая точка БурятииЧитайте также первую часть нашего путешествия.