Я долго думал: что же именно смущает меня на всякой очередной (а таковых на моей памяти было уже штуки три) презентации ё-мобилей. И наконец, когда я впервые оказался за рулем этого самого ё, до меня дошло: люди, причастные к этому проекту, вызывают немалое подозрение своей готовностью легко отвечать на сложные вопросы, рассказывать в подробностях о стратегических планах и одновременным нежеланием раскрывать самые простые детали.
Вот представьте: встречаете вы старого знакомого. С места в карьер он начинает вам говорить о том, что встретил девушку, скоро они поедут в отпуск в Бодрум, на февраль запланирована свадьба в кафе «Три котлеты», первого сына они назовут Семеном... А потом он вдруг начинает юлить, когда вы спрашиваете, как ее зовут. Подозрительно? Еще бы! Вариантов тут два, на самом деле: либо она - Евлампия и ему стыдно, либо вся девушка - суть спайка нейронов в мозге воспаленного отсутствием постоянного партнера тридцатилетнем организме; такое, в контексте сегодняшней презентации, состояние недо-ё.
Именно так все обстоит и с ё-мобилями. Роторно-лопастные двигатели (уже, кажется, списанные в утиль, но были они!), армированные стекловолокном полиуретановые кузовные панели, мега-суперконденсаторы - ё-люди в деталях рассказывали с самого первого ё-показа, из каких конкретно прогрессивных компонентов будет состоять этот автомобиль.
Сейчас, на Дмитровском полигоне, они с удовольствием показывают очередной «разрезной» ё-мобиль. Вот, смотрите, несущий стальной каркас ё-мобиля. Вот здесь стоит ДВС, задача которого - крутить генератор и подавать тем самым электричество к двум электромоторам на каждой из осей и накопителям-суперконденсаторам. Вот мехатронные модули, в которые инкорпорированы электромоторы - помимо собственно двигателя в них находится редуктор, дифференциал и блок охлаждения. Вот пол, под ним суперконденсаторы. Вот газовые баллоны - ДВС все равно, на чем работать. А сейчас для вас - пробная поездка.
В целом интерьер ё-кроссовера – довольно приятныйИ эта штуковина действительно едет! У нее есть руль, педали и кондиционер. По центру консоли - большой айпадоподобный сенсорный экран (как, например, у младших Mercedes), на рулевой колонке - переключатель режима работы трансмиссии (вперед, назад, нейтраль), сделанный то ли в стиле рычага управления светом на ВАЗ-2106, то ли в стиле селектора КП Citroen C4 Picasso. У Ё-кроссовера, наконец, есть вроде бы работающий блок ГЛОНАСС и возможность выбирать настройки работы двигателей (зима, спорт, город и пр.).
С места автомобиль трогается абсолютно бесшумно - пока есть заряд в суперконденсаторах. Стоить нажать посильнее, подключается ДВС (там сейчас вроде как агрегат от Fiat, но официально это, равно как и названия других компаний-поставщиков компонентов, никто не произносит), портящий своим безудержным тарахтением всю малину. Иного и быть не могло, нынешние ё-кроссоверы - прототипы, их сделано всего шесть, для тестов. Ни «шумки», ни подгонки панелей, ни доводки дверей здесь нет.
Зато едет ё вполне бодро. Данных производителя о динамике, понятно, нет в природе, но, по ощущениям, особенно в режиме «спорт» ё-кроссовер не уступит какому-нибудь Qashqai. Зато в поворотах - крены, а у одного из экземпляров еще и намертво закусывало руль где-то после полуоборота баранки. Окей, протитипы, все понятно...
Тот самый айпадоподобный сенсорный экран. Выглядит неплохоНе понятно на самом деле другое. Со времен стариков Готтлиба и Карла прошло немало времени, и для того, чтобы сделать автомобиль, просто сделать автомобиль уже не достаточно. Собрать на коленке пяток самоходных повозок за несколько месяцев сможет группа студентов МАДИ - дайте им гараж, доступ к агрегатам, денег и пива. Автобизнес же предполагает, в частности, создание складской и производственной программ для запчастей, поиск дилеров, обучение персонала, разработку логистических схем... Что из этого уже готово?
Верхний экран бортового компьютера. Тоже нарядноЁ-люди говорят о своем стремлении продавать по 40 тыс. ё-мобилей в год. Подобными цифрами оперирует, например, компания Peugeot - а у французов дилерская сеть в 80 с лишним предприятий по всей России. Сколько таковых будет у ё, с учетом того, что запуск серийного кроссовера запланирован на 2015 год?
Проблема в том, что на эти довольно простые вопросы ответами ё-люди делиться не спешат - время, мол, придет, все узнаете. Ладно, договорились. Но только, помнится, на первой презентации ё-мобиля в 2010 году мне тоже обещали рассказать все не позже 2012 года, когда производство уже будет запущено. И это не может не смущать.
Фотогалерею ё-кроссовера вы можете посмотреть здесь.