Недавно мы вспоминали все то, чем родной автопром может открыто и не таясь гордиться. Но, дабы не утопить портал в розово-сахарном елее, стоит обратить внимание и на оборотную сторону медали. В конце концов, ошибки нужно помнить не столько злорадства ради, сколько извлечения правильных уроков для. А посему — встречайте десятку советских и российских автомобилей, к которым есть лишь один вопрос: зачем они вообще были рождены на свет?
1. ВАЗ 2107
Что эта популярная и, в общем то, любимая в народе машина делает в подборке? Ну, во-первых, на момент запуска ее в производство в 1982 году конструкции стукнуло 16 лет, а на момент снятия с конвейера в апреле прошлого года — и вовсе все 46. Во-вторых, вы помните, как вообще позиционировался этот седан? Люкс-версия «Пятерки», сулившая владельцу невиданный уровень динамики и комфорта! Ну да, как же. Дополнительные 11 «лошадок», больше хрома на решетке радиатора, больше пластика на бамперах да знаменитые кресла с интегрированными подголовниками. Ах да, еще «борода» на центральной консоли. Вот такой нехитрый советский премиум. А разница в цене в первой половине восьмидесятых составляла аж 800 рублей, то есть пять-шесть средних зарплат! Вот и говорите после этого, что в СССР не было маркетинга и переплаты за цацки.
2. Derways Cowboy
Нет, с одной стороны, братьев Деревых можно и нужно похвалить за то, что они смогли построить и запустить собственный частный автомобильный завод. Но за то, что на этом самом заводе собиралось и собирается, эти товарищи заслуживают внятного дизреспекта. Единственная условно собственная модель — Cowboy — была отвратительно изготовленным прямоугольным гробом, стоящим на платформе румынского внедорожника ARO-244 1972 года рождения. Потом, когда румыны окончательно обанкротились и не смогли поставлять в Черкесск запчасти, предприятие переключилось на выпуск разномастных «китайцев». И зачем, спрашивается, нам нужна такая радость?
3. ГАЗ М73
Горьковские конструкторы как в воду глядели: спустя десятилетия их концепция совершенно бессмысленного автомобиля типа «внедорожное купе» сначала глянется японцам из Suzuki, которые смастерят чудной X-90, а потом озолотит компанию BMW с моделью X6 и многочисленных подражателей. По задумке создателей, М73 должен был приглянуться сельским механизаторам и прочим аграриям, но... нет, вы просто посмотрите на эту машину и представьте себе простого советского труженика, пытающегося перевезти на ней хоть что-нибудь. И это при живом ГАЗ-69! Впрочем, наработки М73 легли в основу более осмысленной модели — внедорожного седана «Москвич-410», который даже выпускался пару лет. До того момента, как стало понятно, что с чудовищными конструкторскими просчетами, такими как отвратительная устойчивость и хлипкий для внедорожника кузов ничего сделать не получится.
4. МАЗ 525 ХТТУ
Что-что? Не было в Союзе тяжелых наркотиков, говорите? А как тогда объяснить факт существования этого экспериментального электросамосвала с троллейбусными рогами? Окей, даже если допустить, что от песчаного карьера до всех возможных точек разгрузки действительно будут натянуты провода, разгружаться-то как? При любом положении относительно контактной сети, отличающемся от перпендикулярного, поднимающийся кузов будет натурально обламывать самосвалу рога! Справедливости ради, чуть позже эта концепция получила логичное развитие в форме гибридных грузовиков, оснащенных еще и обычным дизелем. Но экономически целесообразнее это всю затею не сделало: эксплуатационные расходы превышали все мыслимые пределы.
5. Мишка
В разговоре о многострадальном «Мишке» невозможно удержаться от параллелей с главной загадкой российской автосовременности — ё-мобилем. И если последний в наш рейтинг пока не попал (мало ли, вдруг все-таки взлетит!), то этому компакт-кару уже можно смело писать некролог. Первые прототипы показали аж в конце девяностых под аккомпанемент до боли знакомых лозунгов: этот сверхдоступный народный автомобиль с модульным пластиковым кузовом мы, дескать, в ближайшее время поставим на конвейер и осчастливим всю страну. Ходовые макеты со сваренной на коленке примитивной стальной рамой и агрегатами от «Оки» тоже присутствовали.
И, как и в случае с детищем Прохорова, никакого серийного производства не случилось ни на «ЗИЛе», как первоначально планировалось, ни где-либо еще. В 2003 году «АСМ-Холдинг», которому и принадлежала идея «Мишки», с проекта сбежал, зато знамя подхватила компания «Мишка-Тула-Москва», созданная администрацией Тульской области и... шахматистом Карповым. Спустя девять (!) лет снова появилась информация, что автомобиль вот-вот встанет на конвейер, но ничего кроме легкой ряби на поверхности медийного океана это не вызвало: серии как не было, так и нет. В этих случаях модно сетовать на кривую страну и отсутствие денег, но, может, раз никто не готов вложиться в проект, то проект этот не так и хорош? Сайт «Мишки», впрочем, до сих пор живет...
6. ВАЗ 2120 «Надежда»
На что? На что, скажите ради всего святого, была надежда у «АвтоВАЗа», когда он запускал в производство этот первый в российской истории минивэн? Или тольяттинцам никто не объяснил, что семейная машина должна быть удобной в эксплуатации, комфортной и как минимум не пугающей все семейство собственным дизайном? Промах вышел по всем фронтам: в машине с таким дизайном органично смотрелась бы разве что Новодворская, а ехала «Надежда» абсолютно как «Нива», на платформе которой, собственно, и была построена. Рычаг «раздатки» в семейном минивэне — это вообще нормально? Агония обреченной на смерть машины продолжалась долго: с 1998 по 2006 год было выпущено целых восемь тысяч экземпляров. Соболезнуем всем, кому когда-либо «посчастливилось» их водить.
7. Marussia
Амбиций и смелости Николаю Фоменко сотоварищи не занимать: первый российский суперкар, двигатели от славной британской конторы Cosworth, пафосный шоу-рум в Монако прямо напротив знаменитого поворота Loews, планы по производству машин на известном финском заводе Valmet, команда в «Формуле-1», присутствие в культовой видеоигре Need for Speed, в конце концов... На деле — пшик. Несколько кое-как собранных воедино и непонятно как перемещающихся прототипов (причем двигатели Cosworth, поговаривают, стоят только в двух, а у остальных -V6 от Renault Laguna) и, по сути, тихая смерть. Это не афишируется, но фактически никакой «Маруси» уже год как нет, а до сих пор работающий шоу-рум — не более чем потемкинская деревня для потенциальных инвесторов в формульную команду. Которая, к слову, и сама находится на грани гибели. Да, мелкие спорткаростроители со всего мира банкротятся по несколько фирм в год, но мало какие начинают существование с такой бравады. Так что поделом.
8. Lada Peter Turbo
Мы понимаем, что эта помесь унитаза с баклажаном — всего лишь дизайнерский концепт-кар, который никто и никогда не собирался продавать ни в чем не повинным гражданам. Но, честное слово, нам не суждено постичь другое: каким образом за весь путь от нейронов дизайнера до стенда на Парижском автосалоне не нашлось ни одного человека, который сказал бы: ребят, вы с ума сошли? Она же страшная как приговор к пожизненному прослушиванию нетленки «О боже, какой мужчина!»
9. Москвич Иван Калита
Предсмертные конвульсии завода АЗЛК еще долго снились общественности в самых жутких кошмарах. Пытаясь хоть как-то спастись, предприятие сделало то же, чем сейчас занимаются экономически бедствующие японские компании: попыталось уйти в «премиум». Но если то, что нынче делают Mazda, Honda и Subaru, расстраивает разве что тру-олдскульных фанатов, последние детища московского завода хотелось сжечь прямо на стенде выставки. Особенно отличился проект «Иван Калита». Невообразимо уродливый седан на базе древнего 2141, выпускаемый малыми партиями и стоящий баснословных денег как средство вывода из кризиса предприятия, рассчитанного на выпуск сотен тысяч народных автомобилей в год? После такого «Москвич» от краха не спасли бы и все боги мира. Осмелимся предположить, что они скорейшему закрытию даже поспособствовали.
10. ГАЗ Атаман II
Сама по себе идея сделать новый утилитарно-гражданский внедорожник — отличная. Особенно по состоянию на конец девяностых, когда ничего достойного в этом классе у нас не выпускали — «Козел» уже тогда был слишком хардкорным для городской эксплуатации, а перспективы уазовской же модели 3160 (нынешний Patriot) были более чем туманными. Но разработку альтернативы от Горьковского завода по имени Атаман-II довольно быстро свернули — по официальной версии, из экономических соображений. Нам же кажется, что руководству завода в какой-то момент стало просто стыдно продолжать работы над автомобилем, который выглядел как разжиревшая Леди Гага. А вот то, что совершенно другим образцам, показанным в 2004-2005 годах под тем же индексом 3106, тоже не суждено было пойти в производство, уже обидно. Те внедорожники по крайней мере выглядели достойно.