Недавняя новость о возрождении марки Saab прокатилась по рунету, отозвавшись сотнями отзывов. Почти все они были одобрительными. Народ радуется, что шведы нашли инвесторов и не дали славному имени исчезнуть навсегда. Но если Саабу повезло, то многим не менее легендарным брендам - нет. Давайте вспомним хоть некоторые из них.
Концерн General Motors имеет в своем портфолио немало брендов, так или иначе известных по всему миру. Сейчас их 7 - Chevrolet, Opel, Cadillac, GMC, Buick, Vauxhall, Holden. Но еще не так давно было еще 5! И если бренды вроде Geo или Saturn российским автолюбителям знакомы крайне мало, то марки Pontiac, Oldsmobile и Saab знают все. Вернее, знали.
Pontiac Le MansPontiac прославился масл-карами вроде Firebird или GTO, хотя и массовый рынок тоже для этого бренда был весьма важен. Прикончило марку что? Правильно: бездарный менеджмент боссов GM, которые пытались продавать слегка перелицованные Chevrolet (нередко просто меняли шильдики, даже не пытаясь изменить дизайн и характеристики), позиционируя их как более спортивные, а значит, и более дорогие. Агония Pontiac началась еще в 80-х годах, когда американцы решили поставлять в Новый Свет Opel Kadett, перелицованный под Pontiac LeMans, при этом сборку осуществляли силами Daewoo в Южной Корее. Корейский бренд, кстати, также не так давно был ликвидирован - теперь в Корее все модели GM-DAT продаются под брендом Chevrolet. Для последнего это, конечно, плюс: мировые продажи автомобилей с «крестиком» на капоте растут, но какой ценой?
На вторичном рынке в России неплохим спросом до сих пор пользуется Pontiac Vibe - компактный то ли кроссовер, то ли минивэн, в общем, достаточно вместительная и практичная машина. Но реально это - перелицованная Toyota Matrix, также изначально созданная для североамериканского рынка. Потом были судорожные попытки возродить GTO - на самом деле, под видом GTO продавали австралийских Holden Monaro, который, в свою очередь, был построен на древней заднеприводной платформе Opel Omega. Holden Commodore примерно в это время чудесным образом превратился в Pontiac G8, но и это не спасло - в 2009 году Pontiac просто перестал существовать.
Oldsmobile Bravada
Oldsmobile когда-то выпускал шикарные пятиметровые крейсеры вроде Aurora, Tornado. Однако, менеджеры GM решили и здесь сэкономить на разработке оригинальных моделей, и появились геномодифицированные мутанты вроде внедорожника Bravada, представлявшего из себя кое-как переделанный Chevrolet TrailBlazer. Отделка той машины была слишком убога даже для непривередливой американской аудитории - дешевый пластик, плохая сборка, грубая кожа и минимум современной электроники. А попытки поставлять в Европу седан Alero с шильдиком Chevrolet - это вообще похоже на истерику. Европейцы привыкли к качеству и экономичности - Alero не отвечал ни одному из этих критериев. В итоге в апреле 2004 года марка Oldsmobile была ликвидирована.
Saab был в чуть более выгодной позиции - деньги на разработку новых автомобилей хоть и скудно, но выделялись, плюс GM позиционировал марку, как премиум-бренд, поэтому все новые технологии доставались шведам. Но, видимо, именно скудные бюджеты и непомерные амбиции загнали Saab в долги. Модельный ряд долго не расширялся - по сути, в эпоху GM шведы производили только 9-3 и 9-5, этого было крайне мало, да и цены были откровенно завышены. Попытка загрузить производство в Трольхэттане, чуть переделав уже тогда устаревший 9-3 и продавая его в Европе, как Cadillac ИДЫб с треском провалилась. Другой пример непомерной глупости - появление в модельном ряду Saab компактного 9-2Х, который, по сути, являлся универсалом Subaru Impreza с новым передком. Опять же, что кривить душой, интерьеры Subaru до сих пор известны своей простотой. И если поклонники марки могут это простить, то люди, покупавшие более дорогой Saab 9-2X (премиум же!) получали тот же салон. Ну да, с кожаной отделкой. Но это был не Saab, хоть убейте.
Saab 9-4X
А счастье было так возможно... В 2008 году шведы, было, получили шанс на рыночный успех: были показаны новый седан 9-5 (сделанный на платформе Opel Insignia) и перспективный кроссовер 9-4Х (на общей платформе с Cadillac SRX) - последний только в Штатах мог стать бестселлером. Наверняка он неплохо подавался бы и в России - все, что оснащено полным приводом и большим клиренсом, у нас любят. Но время было упущено - долги Saab превысили все разумные пределы, и, как это любят американцы, завод просто закрыли, а имущество выставили на торги. Кстати, компания NEVS, ныне владеющая активами Saab, пока возрождает только одну модель - 9-3. Все права на 9-5 и 9-4Х американцы оставили себе. Вроде ка шведы харахорятся тем, что у них уже есть наработки новой платфармы Phoenix и следующее поколение 9-3 не за горами, но... Их устами, да мед пить. На данный момент совершенно не ясно, кому они собираются продавать модель двадцатилетней давности. Может, пара-другая сотен фанатов и купит их, но еще кто? Так что будущее Saab все еще под большим вопросом.
Но не только GM славится «продвинутым» менеджментом. Другие компании «Большой Тройки» не смогли сохранить все свои марки. Chrysler прекратил выпуск моделей Plymouth и Eagle. И если Plymouth многие запомнили за чумовой хот-род Prowler, то Eagle, в общем-то, и вспомнить не за что. Опять проклятый бедж-инжиниринг: возми любую модель Eagle, убери шильдик, и от Chrysler вообще не отличишь. А вот Plymouth успел прочно засесть в сердцах автолюбителей благодаря... нет, не только Prowler, хотя он был реально крут. Была модель, от названия которой сердце уходит в пятки до сих пор - Barracuda. Культовый пони-кар, который до сих пор пользуется бешеным спросом на рынке ретро-автомобилей. Он выпускался с всего 10 лет - с 1964 по 1974 годы, но его уже точно не забудут никогда. И чем черт не шутит: если бы в 2008 году Крайслер не скатился до того, чтобы продаться Фиату, может и Plymouth был бы жив, и Барракуду возродили бы на платформа Dodge Challenger... А что? Попытки-то уже были - раз в год на шоу SEMA кто-нибудь нет, да привезет Challenger с кузовом, переделанным под стилистику Barracuda.
Plymouth BarracudaFord «убил» Mercury. Но тут что-то душевное сказать трудно. Впомните хоть одну модель Mercury. Ну? Вот и мы не смогли. Так что мусолить не будем. Но все равно жалко.
Британский автопром тоже колбасило немало. В общем, на данный момент есть только одна известная британская марка. Вернее, их вроде как две, но компания одна - Jaguar Land Rover. Еще не так давно британцы принадлежали все тому же Ford, и вместе с Volvo и Aston Martin входили в подразделение Premier Automotive Group. Чуть ранее Land Rover принадлежал BMW. Так вот - когда то существовал еще и Rover, который у нас даже официально продавался. В эпоху BMW британцы сделали отличный седан 75, который, по сути, представлял из себя «трешку», но с передним приводом. Остальные модели были наследием эпохи, когда Rover принадлежал японской Honda.
Rover 75
Так вот: марка загнулась сразу же, как только Ford купил у BMW марку Land Rover. Легковой «аппендикс» американцам оказался не нужен - их интересовали внедорожники. А Rover еще как-то пытался вертеться, объединившись с MG, но и этот альянс долго не протянул. На данный момент сам бренд все еще принадлежит Форду, а все заводы и технологии, вместе с правами на бренд MG, перешли к китайцам. Те, кстати, до сих пор штампуют у себя 75-й под названием Roewe и еще надеятся выйти на европейский рынок с новыми, уже разработанными своими силами моделями MG. Ну, пожелаем им успехов, в том числе и творческих.
А вот в исчезновении TVR виноваты наши с вами соотечественники. В 2004 году бренд был куплен Николаем Смоленским, сыном известного олигарха Александра Смоленского. И с тех пор производство только падало, количество моделей cократили до двух - Sagaris и Tuscan. Весной 2007 года Смоленский вроде продал завод TVR американцам, но потом вновь выкупил контрольный пакет акций фирмы, но, видимо, сил на развитие не хватило, и в 2008 году завод прекратил выпуск автомобилей. Умер, что называется, тихо. Не так давно, вроде как, какие-то американские предприниматели объявили о скором возобновлении производства, но пока, кроме обещаний, ничего не произошло.
TVR Sagaris