На одном из недавних тестов невзначай спрашиваю у коллеги из другого издания: а что, дескать, на Mazda Sport Cup в этом году поедешь? «Нет, — говорит. — Вот что о нем потом писать? Каждый год одно и то же, хоть бы регламент поменяли. А так — ездить прикольно, но писать уже просто нечего». Так вот, с очень похожими мыслями и надеждой на собственную креативность я на гонки все-таки приехал... и удивился. Регламент, оказывается, поменялся вместе с главным инструктором Mazda Sport Academy: Олега Кесельмана сменил Сергей Балдин, который решил здорово все перелопатить. И получилось интереснее!
Для начала Балдин, в частности участвующий в марафонах на выносливость VLN, что проходят на Нордшляйфе, решил добавить «СпортКапу» здоровой спортивной жести. А то, дескать, разнежился народ: будь ты владельцем Mazda, участником корпоративного зачета или журналистом, все равно дожидаешься своей очереди, прыгаешь за руль MX-5 и валишь на результат. Ну и какой тут спорт? Не гонщик ты, а стритракер со Смотровой. Потому что спортсмен — это еще и «физуха», и реакция, и концентрация.
Поэтому отборочный этап Mazda Sport Cup теперь состоит не из тренировки и квалификации, а из трех довольно неожиданных упражнений. Первое — стойка на выносливость. Встаешь в позу как при отжимании, только опираешься на локти, и держишься так сколько сможешь. Трудно зверски! Причем болеть начинает у кого что: руки, ноги, поясница... Немногие выдерживают четыре минуты такого упражнения, а профессиональные пилоты, между прочим, могут так простоять не меньше восьми. Зачем? Затем, что именно в такой позе максимально нагружается мышечный корсет спины, который, в свою очередь, очень активно работает в гонках, особенно длинных.
Дальше — презабавный тест на реакцию, почти такой же, как у крутых профессионалов. Стоишь и минуту пляшешь перед рамкой, прикосновением руки гася хаотично загорающиеся красные огоньки. Казалось бы, практически игра, но разница между дилетантами и всамделишными гонщиками тут ощущается еще разительнее: если мы «выбиваем» по 50-60 огоньков за минуту, они успевают вдвое больше.
По итогам этих двух упражнений участники, в зависимости от результатов, получают зачетные очки, которые позже повлияют на финальный рейтинг и, соответственно, распределение по командам. Но дают этих очков гораздо меньше, чем за третью дисциплину — тут она называется модным словом «джимхана», но по сути представляет собой обычное маневрирование меж конусов на площадке. И вот тут начинается самое интересное.
Раньше команды ведь формировались как? Каждый проезжал тренировку и квалификацию, и по итогам лучших кругов набирались коллективы по шесть человек исходя из условного уравнивания сил. То есть, самому быстрому квалификатору в команду гарантированно доставался самый медленный, второму — предпоследний, и так далее. Но если первая десятка умещается в три-пять секунд, то последняя — в двадцать-тридцать, и самый медленный участник обычно проигрывает остальным целую вечность, начисто лишая всю команду (вместе с победителем квалификации, да-да) шансов на дальнейшую борьбу.
Теперь принцип-то по сути тот же — первый с последним, с обязательным присутствием в каждой команде по одной девушке — вот только состав от чистой скорости не зависит. Не только из-за учета выносливости и реакции, но и оттого, что та самая «джимхана», которую можно проехать всего два раза (тренировочный и боевой), больше напоминает лотерею. Попытался поехать максимально быстро и не задел ни одного конуса — повезло, попал в верхнюю часть рейтинга. Оказался не таким везучим и сбил «рыжего» — получил солидный штраф и оказался в хвосте. Поосторожничал и поехал медленнее, но надежнее — ищи себя в таблице вообще где угодно.
В итоге результаты отбора оказываются крайне неожиданными: я, как раз решив в «джимхане» не выпендриваться, попадаю в одну команду с традиционно быстрыми Дмитрием Соколовым (TopGear), Ильей Гуревичем (Автоплюс) и Дмитрием Ласьковым (mail.ru). При учете моей собственной неплохой скорости вроде бы получается мощнейший коллектив: коллеги-конкуренты при виде нас моментально начинают возмущаться и говорить, что мы сейчас всех просто вынесем. Тем более что лидера рейтинга-то среди нас нет (им, кстати, стал кольцевик Антон Небылицкий), а значит, по идее, еще двое наших сокомандников проигрывать ту самую вышеупомянутую вечность не должны.
Что ж, выезжаем на асфальт «Мячково» — стартовать хочется поскорее не только из-за того, что на горизонте бродят нехорошие тучи, но и потому, что впервые в жизни дорываюсь до подготовленной Mazda Aori — MX-5 без салона, «музыки» и кондиционера, зато с каркасом, «ковшом», гоночным рулем, спортивной подвеской и «самоблоком» на задней оси. Могу только подтвердить все те восторги, которые вы можете прочитать в многочисленных отзывах коллег: это восхитительно честная, послушная и шустрая машина, в равной степени умеющая прощать ошибки новичкам и вознаграждать навыки искушенных драйверов. Поэтому две десятиминутки, которые я, как и все остальные участники, провожу в погоне за быстрым кругом для командной копилки, превращаются в череду микрооргазмов от каждого поворота. Еще бы передачи почетче втыкались... Зато ливень, начавшийся-таки в середине второй сессии, заставил горячо благодарить создателей Aori за то, что оставили систему стабилизации, а организаторов гонок — за то, что запретили ее выключать. Сверхлегкий спорткар под дождем — это очень круто, но без электроники и с непривычки убраться на нем — проще простого.
Но самые острые эмоции были впереди. Та самая измененная система отбора не оставила и следа от потенциального преимущества нашего быстрого квартета: пятый и шестой участники команды в упражнениях выступили неплохо, а вот на трассе сильных результатов не показали. Сергею Магданову (радио «Шансон») не хватило опыта, а Елене Мартыновой (Men’s Health) — отваги, чтобы перебороть боязнь трассы и конусов. Ни в коем случае не посчитайте это за критику: прелесть Mazda Sport Cup состоит именно в том, что гоняться и получать от этого удовольствие может каждый, и команда — это действительно команда со всей причитающейся взаимной поддержкой и уважением. Более того, интрига от этого только усилилась: стараний нашей быстрой четверки хватило ровно на то, чтобы попасть в первую шестерку команд, которые продолжат битву дальше. А значит, на следующем этапе, что пройдет в начале октября на Нижегородском кольце, стараться надо будет еще сильнее. И это хорошо!