Чувство, обозначающееся этим странным финским словом, испытал Алексей Шмелев, познакомившись с новым Suzuki SX4.
Вы когда-нибудь задумывались, что выступает определяющим фактором, действующим на человека в момент, когда тот принимает решение о покупке автомобиля? Технические характеристики? Соотношение цена/качество? Стоимость эксплуатации? Не подходит. Все это параметры объективные (ну, за исключением, возможно, качества), стало быть, их можно точно рассчитать и определить безусловного победителя. А так не происходит, дисперсия, если смотреть на данные продаж по рынку, слишком велика.
Привлекательный дизайн? Восприятие красоты — штука действительно субъективная. Но зная достоверно, что находились люди, покупавшие себе в здравом уме Fiat Multipla и первый еще SsangYong Actyon, я понимаю, что даже самый лютый уродец найдет себе немало преданных поклонников, случись ему выделяться из массы какими-то другими достоинствами.
На самом деле главный фактор, влияющий на покупателя, — это, простите за дурацкий маркетинговый термин, «месседж» автомобиля. Выраженная в нескольких словах суть машины, ее основная характеристика, отраженная через сознание человека история. Простой пример: условный Миша покупает себе убитую Impreza, потому что Impreza — это ралли, гонки и вкус побед. Условный Леша думает о BMW, потому что в его пубертатном возрасте все серьезные ребята рассекали на «е тридцать четыре». Условный Вася берет Jaguar, потому что знает: наличие ключей с кошачьей эмблемой в кармане извиняет необходимость заглатывать сеалекс перед нечастым интимом.
Подобного толка квинтэссенция сущности есть у каждого успешного автомобиля. Logan — просто и неубиваемо. Polo седан — немец за мало денег. Qashqai — дешевый, есть у всех.
Ладно, хватит теории. Скажу честно: оказавшись на тесте нового SX4 (первоначально он должен был прийти в Россию под именем S-Cross, поскольку наряду с новинкой у нас будет продаваться и SX4 старый; но в итоге выбрали имя New SX4), я изо всех сил пытался отыскать в этом автомобиле тот самый «месседж». Понять, чем будет руководствоваться будущий покупатель кроссовера. Ну то есть, так: я покупаю SX4 потому что... У него есть руль? У него есть четыре колеса? Потому что он зеленый? Гм...
Главная беда этого автомобиля в том, что, даже обследовав его под микроскопом, вы не найдете ни одной черты, которую можно было бы назвать не выдающейся, а хотя бы просто классной. За исключением, пожалуй, огромной панорамной крыши — выглядит неплохо, но много ли найдется в мире людей, для которых это будет действительно важно?
В остальном New SX4 — пресный, как кусок мацы. У него, вроде бы, есть все необходимое — приборы с подсветкой, экран по центру, климат-контроль и даже кнопки на руле... Но как выглядит интерьер этого автомобиля, ты забываешь буквально через 10 секунд после того, как выходишь из-за руля. Да, тот же Nissan Qashqai — прямой теперь конкурент SX4 — тоже не блещет оригинальностью. Но, простите, он появился сколько лет назад? На его виртуальной груди медалей больше, чем на ошейнике победителя выставки собак «Россия-2013». А SX4-то в этот сегмент только пришел...
А ведь есть еще и материальная часть. От которой, если честно, хочется плакать. Оснащенный старым мотором 1.6 мощностью выдающиеся 117 л.с. New SX4 в самом стремительном своем исполнении разгоняется до 100 км/ч за 11 секунд — речь о переднеприводной версии с МКП5. Та же модификация, что наверняка будет популярна (sic!) у россиян — полный привод с вариатором — набирает первую сотню за немыслимые 13,5 секунд.
Честно: слушая об этом всем на пресс-конференции по случаю запуска New SX4, я испытывал сложное чувство, обозначающееся финским словом, вынесенным в заголовок. Мюётахпеа — это когда кто-то другой облажался, а стыдно почему-то тебе. Такое часто возникает, когда смотришь фильмы: главные герой попадает в нелепую, позорную ситуацию, а неловкость чувствует зритель.
Так вот: выпустить на рынок модель с такими характеристиками и подобным отсутствием «фишек» — стыдно. Я понимаю, что на то у Suzuki есть объективные причины: найти новый мотор, добавить пару-тройку высокотехнологичных «примочек» — это дорого. Тем паче, что все, зависящее от них, инженеры японской компании и так, кажется, сделали: если все же суметь разогнаться и изнасиловать мотор с коробкой, выяснится, что SX4 неплохо управляется. По крайней мере, совершенно точно лучше, чем Qashqai. И все же...
Тогда, на презентации, я думал, что у Suzuki есть один шанс исправить ситуацию. Поставить на этот автомобиль такой прайс, чтоб все ахнули. Порвать «Кашкай» гуманным ценником на британский флаг.
Но вот — не сложилось. Цены на New SX4 объявили лишь сегодня — и, как бы это помягче... Не получилось порвать, в общем. Базовый переднеприводный SX4 с МКП5 обойдется в 799 тыс. руб. Базовый же Qashqai с мотором 1,6 мощностью 114 л.с. стоит на 70 тыс. руб. дешевле. А уже за 796 тыс. руб. можно взять Qashqai с двухлитровым мотором мощностью 141 л.с.
Дальше — больше. Начальная версия SX4 с вариатором стоит 879 тыс. руб. — а Qashqai — 851 тыс. руб. (причем, речь о двухлитровом моторе). А полноприводный SX4 с вариатором обойдется в 979 тыс. руб.
И это, кажется, уже диагноз.