
14 февраля — не только вездесущий уже праздник некоего Валентина, но и день рождения Сакичи Тойоды. Этот изобретатель-самоучка, вообще говоря, фанател от ткацких станков — в результате чего и создал соответствующее предприятие Toyoda Automatic Loom Works. Мировой общественности же надлежит славить Тойоду за два детища: первый в истории автоматический ткацкий станок и сына Киичиро. После смерти Сакичи в 1930 году Тойода-младший возглавляет предприятие, а еще через три года открывает на его базе автомобильное подразделение. То самое, которое к 1937 году вырастет в самостоятельную организацию и устремится к титулу крупнейшего автомобильного производителя в мире.

По случаю дня рождения Сакичи Тойоды мы решили вспомнить десять главных машин, носящих его фамилию — хотя, разумеется, славных страниц в истории Toyota куда больше. День Святого Валентина? Хм... Осмелимся предположить, что встреч влюбленных и зарождений новых семей в «Тойотах» за восемьдесят лет случилось столько, что по и поводу розово-сердечного праздника их вспомнить не зазорно. Итак, поехали.
Toyota Camry
Именно она окончательно пробила «Тойоте» окно в Штаты. Именно ее начали в 1987 году собирать на первом американском заводе Toyota в Джорджтауне, штат Кентукки. Именно она — самая продаваемая легковушка в Америке на протяжении последних 16 лет, за исключением 2001-го. Собственно, даже сейчас из 10 миллионов продающихся ежегодно в мире «Тойот» 400 тысяч — это только Camry и только в США. Трудно сказать, была бы компания так сильна, если бы не эта модель.

Рецепт успеха по сути не меняется четверть века: солидные размеры, комфортный ход, гуманный ценник и вырубленная в общественном мнении, как в камне, японская надежность. В России Camry тоже любят, только как-то не по-американски: вместо простой семейной машины эта модель числится у нас входным билетом в бизнес-класс — туда, где обитают «добившиеся хоть чего-то в жизни» персонажи. Ну правильно, большой черный седан по цене европейского хэтчбека — это круто и внушительно, надо брать. И берут!
Toyota Prius
Над «Приусами» в Штатах потешаются и по сей день. Страна, в которой появились и выросли иконы золотого автомобильного века — многолитровые и многометровые «Кадиллаки», «Линкольны» и армада чумовых масл-каров, не могла без стеба принять приход машины, чья главная цель — экономить топливо. Prius там — что у нас «Запорожец» раньше и «Гранта» сейчас. То бишь, автомобиль для тех, кому на автомобили совершенно наплевать.

И тем не менее, Prius — это прорыв. Далеко не первый в мире гибрид, но зато первая машина на бензоэлектрическом ходу, которая пошла в крупносерийное производство и доказала миру, что технология действительно жизнеспособна и пригодна для ежедневного использования. Скажем больше: Prius запустил механизм, который теперь приносит нам гибридные суперкары McLaren, Ferrari и Porsche, гибридный «Ле-Ман», гибридную «Формулу-1», а что будет дальше — и вовсе неизвестно. Как относиться ко всем этим событиям — личное дело каждого, но благодарить или проклинать в любом случае придется Prius.
Toyota GT86
Надежды уже практически не было. Toyota свернула программу в «Формуле-1», ушла из ралли, еще не объявила к тому моменту о возвращении в гонки спортпрототипов, а на конвейере не найти было ничего, что обладало бы харизмой большей, чем у котлеты из школьной столовой. И вот — бабахнуло. Первый за долгие годы спорткар, да еще какой: идейный наследник дрифтерской легенды AE86, легкий, компактный, заднеприводный, с честным «атмосферником» под капотом, дерзким дизайном и минимумом ненужных наворотов. Чистый драйв! Наплевать, что основную часть инженерной работы сделали в Subaru. GT86 -первый сигнал того, что Toyota возвращается на путь истинный. И сигнал, надеемся, далеко не последний. Вон скоро возрожденную «Супру» должны показать, а там, глядишь, и остальные подтянутся.
Toyota MR2
Тридцать лет назад, к слову, что-то подобное истории с GT86 уже происходило. Toyota, в те времена бывшая производителем надежных, но скучных машин для простых смертных (ничего не напоминает?) взяла да и выкатила в мир легкий (950 кг) среднемоторный двухместный спорткар, созданный с единственной целью: приятно щекотать водительские нервишки. Кстати, без соавторства не обошлось и в этом случае — с разработкой и настройкой MR2 «Тойоте» помогали спецы из компании Lotus.

Результат предсказуемо оказался отличным — новинку обласкали и журналисты, и клиенты, а на базе машин первого и второго поколения (не самых мощных, надо сказать) строились поистине чумовые аппараты. Например, так и не стартовавший прототип для раллийной группы B (750 л.с.), 600-сильный болид категории SARD MC8 категории GT1 и легендарная тюнинговая TRD2000 GT, которую умудрялись «раскачать» до 500 сил. И это при том, что мощность самой первой MR2 составляла скромные 116 «лошадок»!
Toyota 2000 GT
Редчайшее и красивейшее купе, выпущенное тиражом всего в 351 экземпляр, многие небезосновательно называют первым японским суперкаром. Несмотря на скромную мощность в 150 л.с., максималка уходила за 200 км/ч, что для 1967 года было совсем неплохо. А главное — великолепный дизайн, любоваться которым можно бесконечно. Кстати, у 2000 GT было две пары фар: потайные и обычные. Можно было бы обойтись и одними потайными, да только японским нормам того времени это решение не соответствовало. Кстати, и эту машину Toyota сделала не совсем сама: с разработкой помогала Yamaha, она же все три с половиной сотни красавиц и собрала.
Toyota Land Cruiser
То, что в 1951 году начиналось как японский ответ «Виллису», умудрилось вымахать в один из самых узнаваемых и легендарных автомобилей в мировой истории. Достаточно сказать, что Land Cruiser — самая долгоиграющая модель «Тойоты» и один из последних представителей вымирающей породы «тру-внедорожников».

У нас, правда, как и в случае с Camry, «Кукурузер» славен не только и не столько тем, за что его любит остальной мир. Вездепролазность и неубиваемость тоже, конечно, в почете, но репутация серьезной машины для серьезных людей, которую в начале девяностых завоевали машины 80-й серии, с Land Cruiser и по сей день. Иными словами, обладатели Camry в большинстве своем точно знают, на что хотят пересесть в будущем — и мы не удивимся, если так будет до конца света. А возможно, и чуть дольше.
Toyota Celica GT-Four
Низкий поклон FIA за то, что в прошлом веке было обязательно делать дорожные омологационные версии раллийных машин! Благодаря этому у нас есть Lancia Delta HF Integrale, Mitsubishi Lancer Evolution, Subaru WRX STI и многие другие полноприводные турбомонстры — такие, как Celica GT-Four. Наша любимица — ST185, которую выпускали с 1989 по 1993 годы. Во-первых, она самая красивая, а во-вторых — самая славная: именно на этой версии по очереди стали чемпионами Сайнц, Канккунен и Ориоль! Жаль только, что в итоге «Селику» сначала купировали до симпатичной, но не самой шустрой молодежной машинки, а потом и вовсе сняли с производства. Требуем воскрешения!
Toyota RAV4
Признаемся честно: нам не слишком нравится современная Toyota RAV4. Большая, странная на вид, противоречивая в салоне, дорогая и грузная. Но всего 20 лет назад все было иначе — Toyota шокировала мир, запустив в серию игривого дизайна компактный внедорожник, который внедорожником на самом деле вовсе не был. RAV4 — не первый в истории «паркетник» (был еще, например, Jeep Wagoneer), но именно этой машине суждено было дать начало целому новому классу. Классу, который все еще продолжает теснить традиционные легковушки. Правда, порочная практика делать каждое новое поколение больше предыдущего привела к тому, что 2007 году класс пришлось переоткрывать заново, на сей раз «Кашкаю».
Toyota Supra
Она лучшая из всех спортивных моделей Toyota. Есть желающие оспорить это утверждение? «Супра» прошла восхитительный путь от специальной версии «Селики» до одного из самых желанных спорткаров девяностых, увековеченного и в видеоиграх, и в кино. Потрясающий дизайн (о, это антикрыло!) и легендарный трехлитровый битурбомотор 2JZ-GTE, облегченный кузов и отлично настроенная управляемость — такой от нас ушла Supra в 2002 году. Славной и непобежденной, стоящей в одном ряду только с двумя другими японскими автомобилями — Honda NSX и Nissan GT-R. И скоро, кажется, вся троица снова будет в сборе.
Toyota Corolla
Но спорт спортом, романтика романтикой, а главной для Toyota, как ни крути, была и остается Corolla. Сорок миллионов проданных машин — такого нет ни у одной другой модели в мире, и вряд ли в обозримом будущем появится. Это, на секундочку, почти вдвое больше, чем суммарные продажи VW Beetle и на 10 миллионов больше, чем у всех «Гольфов» вместе взятых! Говорить больше нечего: японцы определенно знают, что нужно людям. Как бы мы тут ни ругались на скуку.