Хотя электрическим сердцем автомобиля считается генератор, аккумулятор выполняет не менее важную функцию поддержания в нем жизни, особенно в тех случаях, когда на «борту» имеется сложная аудиосистема, переносной телевизор и другая техника, подключаемая к местной сети. Батарею необходимо периодически подпитывать энергией, и для этого придется купить зарядное устройство для автомобильного аккумулятора. Оно не универсально и для каждого типа АКБ подбирается индивидуально.
АКБ бывают кислотные и щелочные. Первые допускают систематическую подзарядку даже тогда, когда агрегат еще вполне работоспособен. Последние же, особенно никель-кадмиевые, требуют строгого соблюдения цикличности: полное опустошение, подключение к сети и подпитка. Это неудобно, так как существует риск «встать» на полпути.
Задача водителя проста: он должен подсоединить клеммы и включить аппарат в сеть, тот сам автоматически стабилизирует напряжение и произведет зарядку батареи. Эта операция может происходить по одной из трех схем:
• зарядник следит за постоянством значения силы тока - в этом случае аккумулятор наполняется энергией под завязку, но он быстрее старится, также остается опасность перегреть электролит;
• ЗУ держит на одном уровне напряжение - можно расслабиться и не контролировать процесс, но в конце его ток ослабнет и АКБ будет заряжена не полностью;
• оба недостатка предыдущих методов исключены в комбинированной схеме, когда подпитка начинается по первому типу, а заканчивается по второму, чем купируется возможность перегрева.
ЗУ можно классифицировать еще по одному параметру: режиму подпитки электроэнергией. Они делятся на:
• зарядно-пусковое - процесс автоматизирован, но в момент пуска отдача тока максимальна - при работе с таким устройством необходимо обесточить бортовую систему;
• зарядно-предпусковое - клеммы можно подсоединить и без отключения электричества в автомобиле, что является основным преимуществом для водителей, использующих АКПП, аккумулятор наполняется по мере необходимости.
Дополнительная характеристика - это электрическая емкость, которая выражается в Ампер-часах. Если у батареи она составляет 50 АЧ, а у зарядника - 10 Ач, то на наполнение первой придется затратить около 6 часов. То есть чем выше емкость ЗУ, тем быстрее оно справится со своей задачей. Вопрос лишь в цене: быстродействие стоит дороже. Оно также должно иметь небольшой запас по току, чтобы не допускать работу на пределе возможностей.
Если при выборе обращать внимание на индикацию аппарата, то лучше приобретать те, что имеют приборную. Но для непрофессионального использования подойдет и обычная светодиодная, хотя она менее точна.