Да, они снова это сделали. Еще один плод, м-м-м, своеобразной фантазии баварских дизайнеров и маркетологов прибыл на наши дороги, чтобы вытянуть многие и многие миллионы из тех, кому общественное мнение в этой жизни милей всего. Я не то чтобы негативно настроен к BMW X4, скорее просто не могу понять феномен популярности его старшего брата с индексом X6. Та машина ведь вышла не только непрактичной и дорогой, но и нескладной, непропорциональной, некрасивой! Выпуск ее на рынок был сродни игре в русскую рулетку с полностью заряженной обоймой, но пуля необъяснимым образом попала не в висок, а в конкурентов. Естественно, не развить тему и не выпустить такую же машину, только поменьше, баварцы не могли. Но она все равно странная.
Я понимаю, зачем сделаны «четверка» и «шестерка» Gran Coupe, понимаю даже «трешку» с индексом GT: они неформатные и во многом нелогичные, но очень красивые. А вот с толстой кроссоверной задницей заваленные задние стойки крыши ну никак не вяжутся. Не вязались на X6, не вяжутся и тут. Однако общественный ажиотаж достаточно силен, чтобы напрашивался вывод: само слово «купе» и заботливо нанесенный слой понтов, очевидно, сей факт перевешивают на раз.
У X4, правда, есть проблемы не только с филейной частью, но и с лицом: большие (особенно у версии с M-пакетом) воздухозаборники и будто слегка скошенные к носу светодиодные фары наделяют машину некой хомяковатостью — от этого ощущения, сколько ни вглядывался, избавиться я так и не смог. Но довольно о дизайне: своими рассуждениями у меня всяко не выйдет переубедить тех многочисленных товарищей, что полюбили X4 за сам факт ее существования и только на предзаказах практически выбрали российскую квоту на этот год. Да и стоит ли пытаться препарировать и развеивать баварскую маркетинговую магию? Она работает, ребята молодцы, а владельцы наверняка будут в восторге. В общем, все в выигрыше.
Тем более что после четырех сотен километров на X4 я и сам проникся к ней если не любовью, то вполне искренним уважением. Причем несмотря на неизбежные для кузова типа «три К» (компактный купеобразный кроссовер) эргономические неудобства. Давайте я уж сначала машину доругаю, а потом, более не отвлекаясь, начну хвалить. Ладно? Поехали.
Багажник отлично подходит только для перевозки картин, плазменных телевизоров и манекенщиц — словом, всего, что не имеет сколько-нибудь значимой толщины. На втором ряду более-менее хватает места для головы (по крайней мере, мне со 178-сантиметровым ростом), а вот ноги под опущенные на 20 мм относительно X3 передние кресла втискиваются еле-еле: если сесть туда в «гриндерсах», фиксация будет настолько надежной, что можно уже и не пристегиваться. Ну и внутрисалонное зеркало можно сразу настраивать на уровень груди задних пассажиров, после чего радостно катать на втором ряду фигуристых девушек. Все равно в амбразуру окна пятой двери ни черта не видать. Вот, пожалуй, и все. Остальное — сверхточная копия X3.
Однако, проблем с обзорностью в хорошо укомплектованном X4 у вас все равно не будет: четыре камеры (передняя, задняя и две боковых) дают замечательную четкую картинку, а в режиме вида сверху все выглядит так, будто кто-то действительно смотрит на машину с высоты десятка метров. Супер! Да и вообще электроника тут классная. Графика и логика мультимедийной системы хорошо знакомы по остальным новым BMW, но менее впечатляющими от этого не становятся. А уж опциональный проекционный дисплей — и вовсе настоящее чудо. Цветные символы и пиктограммы будто висят прямо в воздухе, в 20 сантиметрах перед капотом, и неизменно приводят в какой-то совершенно детский восторг.
От того, как X4 едет, подобного желания прыгать до небес и хлопать в ладоши уже не возникает, но все же: на ходу автомобиль очень хорош. И логичен в том смысле, что это тот же X3, только с более жесткими и спортивными настройками — собранный, сбалансированный, подвижный и приносящий больше удовольствия, чем, например, 3-Series GT. Кстати, и оснащение соответствует: подрулевые лепестки, режим Sport+ и полный привод, в отличие от «Икс-третьего», тут идут уже в базе.
Единственное, чего не хватает на российских дорогах, — это возможности раздельно настраивать мехатронное шасси и электроусилитель руля. Потому как в режиме Comfort динамично ехать мешает мутноватая и легковатая «баранка», а в «Спорте» спесь с водителя сбивает уже слишком жесткая подвеска, норовящая скинуть кроссовер с траектории на любой встреченной в повороте неровности. Вот бы совместить сравнительно толерантный к выбоинам комфортный режим с четким и убедительным «спортивным» рулем! Но не дают. Зато, как выяснилось, в «Комфорте» X4 нипочем убитые грунтовки: ни тебе раскачки, ни пробоев, а при должной сноровке можно даже красиво поскользить, причем не отключая систему стабилизации. Вот вам и гламурный городской понтовоз... то есть, простите, «универсальный автомобиль для тех, кто ценит спортивность и индивидуальность».
А, и вот еще что. Если человек купил самую доступную версию X4 xDrive28i — это не значит, что он нищеброд и заложил бабушкину квартиру, чтобы наскрести на модную тачку. Потому как 245 сил двухлитровой «турбочетверки» за глаза хватает и в городе, и на трассе: всем, кто не мнит себя потенциальным чемпионом DTM, этого движка будет вполне достаточно. Впрочем, и от покупки топового исполнения xDrive35d почти за три миллиона отговаривать не буду: 313 л.с., 630 Нм и 5,2 секунды до сотни в реальности ощущаются именно настолько круто, насколько это звучит. Динамика ураганна и нескончаема, а расход топлива на ее фоне смешон: совершенно не стесняясь «топить», мы с напарником так и не смогли вылезти за отметку в 10 л/100 км.
Какая у этой басни мораль? А никакой: как я уже сказал, рынок все проиллюстрировал еще до того, как X4 на него физически вышел. Люди получили возможность купить компактный и доступный X6 — и немедленно от души этой возможностью воспользовались. Отговаривать их от покупки был бы смысл только в случае внезапного провала по ходовым качествам, но его предсказуемо не случилось. А значит — пока конкуренты будут спешно готовить свои ответы по правилу трех «К», баварцам предстоит наслаждаться приятным шелестом купюр в счетных машинках и дальше экспериментировать со скрещиванием видов. Вы ведь уже знаете, что скоро нам покажут «двойку» Gran Coupe? Да и о неминуемости BMW X2 непременно догадываетесь.