Вместо того чтобы сделать универсал Camry, в Toyota решили создать новую модель Venza и назвать ее кроссовером. Хотя, как по мне, она больше смахивает на универсал повышенной проходимости, если в этой терминологии вообще есть какой-то смысл. Но не припомню кроссоверов, двери которых расположены настолько близко к асфальту, что чиркают о бордюры при парковке машины вдоль обычного тротуара. Это вдвойне обидно, когда дорожный просвет составляет 202 мм и подталкивает вас на приключения. Кстати, на родине в США автомобиль вообще отнесли к минивэнам, когда в 2009 году американский гуру-журнал Consumer Reports назвал его самым надежным (куда ж без этого) в данном классе.
О вкусах не спорят, но Venza кажется одним из самых красивых и гармоничных автомобилей Toyota, с какой стороны на него ни взгляни. Для многих это отправная и заодно конечная точка при выборе автомобиля. Второй не менее мощный стимул — марка, и у Toyota с этим проблем в России вообще нет. Выведя на наш рынок эту модель, маркетологи сделали абсолютно верный шаг, и статистика продаж тому доказательство: Venza даже в кризисный 2014 год продается в разы лучше, чем всякие Auris, Verso, Prius и Alphard.
Когда японцы впервые выпустили этот автомобиль на рынок, они заявили о новой концепции компоновки салона — 60/60. Речь шла о передней панели, которая создана таким образом, что водителю и переднему пассажиру доступно по 60% функций автомобиля. У водителя их много, но блоки управления климатической системой и подогревом расположены со стороны пассажира и путь водительской руки до них преграждает рычаг коробки передач, водруженный на центральную консоль в стиле автобуса. Розетка на 12 вольт расположена на правом боку центрального тоннеля со стороны переднего пассажира. Нельзя сказать, что это доставляет слишком уж сильное неудобство, но фишка с процентами, наверное, соблюдена.
Внутри нет ничего особенного, как и в Camry, и в Corolla, и в RAV4: обычная приборная панель, сенсорный экран посередине с подробными навигационными картами, удобный руль и память водительского сиденья с электрическими регулировками. Сервоприводом двери багажника, автоматическим включением дальнего света фар, кнопкой запуска двигателя и бесключевым доступом в салон давно никого не удивишь. Удивляет другое — гордая надпись ALL AUTO на блоке управления стеклоподъемниками. В 2014 году. На автомобиле стоимостью 1,8 млн рублей. Но ведь мы знаем машины с более богатым набором опций, с продвинутой электроникой, позволяющей реально менять настройки автомобиля, а не только смотреть данные маршрутного компьютера - и стоят они зачастую куда меньше, чем Venza. Откуда тогда популярность?
А дело в том, что ее простота ни капельки не отталкивает покупателей. Спросите любого владельца Toyota, как он смотрит на отсутствие современных систем активной безопасности и функций полуавтономного управления, и бегите прочь после этого вопроса, чтобы не получить кулаком в лицо. Покупатели четко знают, за что они любят свои машины. Жаль, что часто не могут этого сказать.
Так уж и быть, помогу. Venza — она как союз мужчины и женщины: у тебя может быть куча недостатков, но, несмотря на это, твоя вторая половина тебя любит. Она готова простить все — запои, рыбалки и любовь к «танчикам», а он готов смириться с тем, что ее формы не такие, как на той картинке в туалетном журнале, а голос не способен напеть ничего достовернее, чем Михаил Круг. И ты все равно находишь множество положительных качеств в своей половинке, которыми при случае хвастаешься перед окружающими. А если таковых нет вообще - выдумываешь их сам и начинаешь верить в это.
В Toyota Venza чувствуешь себя умиротворенно по многим причинам. До азартного управления этому автомобилю далеко: хоть руль и наливается тяжестью в поворотах, машина входит в них не совсем по заданной траектории. Но если не превышать скорость, то даже напрочь лишенные боковой поддержки сиденья покажутся наивысшим благом и верхом комфорта, ниспосланными нам инженерами из Японии.
Двигатель объемом 2,7 литра как у Highlander — тоже странная штуковина. Его объем должен подразумевать шесть цилиндров, но в этом рядном моторе их почему-то четыре. Плохо, потому что Venza расходует по 13-14 литров топлива без особого внимания к ритму движения (ей все равно, едете ли вы по загородному шоссе или топчетесь в городской пробке), а разгоняется, как и положено безнаддувной «четверке», не шибко быстро. Казалось бы, 185 л.с. и 247 Нм должны подстегнуть эту машину, но она весит, мама дорогая, без полцентнера две тонны! Ее снаряженная масса всего 150 кг не дотягивает до показателя Land Cruiser Prado с тем же двигателем.
Зато Venza буквально плывет по асфальту, стелясь и амортизируя, словно туго надутый резиновый матрас. Переключения передач 6-ступенчатого «автомата» происходят совершенно незаметно, если не давить на газ изо всех сил. Но стоит на пути появиться яме или асфальтовому полицейскому, как комфорт сменяется на жесткость. Тормоза работают так, что на большой скорости экстренное замедление получается совсем не экстренным, а ужасающе плавным. Это пугает хлеще, чем пресловутые «залипающие коврики», но, к счастью, последние под ногами водителя закреплены на клипсы и слететь никуда не должны.
Оригиналов, придумавших пластмассовый пол багажника, следует заставить пожизненно ездить на Venza с трехлитровой стеклянной банкой за спинками заднего кресла. Пусть они сами почувствуют, что значит этот звук, а уж потом рассказывают о легком обслуживании этой поверхности и удобном мытье. То же касается настройщиков датчиков парковки: они работают как полоумные и пищат в самый неподходящий момент на все подряд, включая воздух, поэтому камера заднего вида тут совсем не лишняя. Передние молчат во время парковки бампером впритык к забору и издают громкий звук аккурат после того, как ставишь рычаг АКП в положение P. Наши с автомобилем взгляды также не сошлись на степени темноты, при которой нужно включать дальний свет фар — я бы сделал это гораздо раньше.
Зато сколько полезных ниш внутри придумали эти самые инженеры: большой перчаточный ящик, куча отсеков на центральной консоли, глубокий, как колодец, ящик под подлокотником со сдвижной крышкой… В передние двери можно положить по паре бутылочек объемом 0,5-0,6 литра, причем пиктограмма ясно дает понять, что ставить туда можно только их, и ни в коем случае стаканы с напитками. Ах, эти американцы…
Я залезаю на задний диван просто так, чтобы понять, каково там пассажиру, и уже не хочу выбираться: мягко, комфортно, просторно и белым бело. Все, кто хоть раз сел назад, остаются довольны салоном Toyota Venza, ее двумя люками, дающими дополнительный свет и ощущение простора, наклоном спинки задних кресел и приятной кожей.
Ощутить полный комфорт за рулем мешают разве что боковые зеркала, в которые зачем-то вставили дополнительные увеличительные стекла, перекрывающие обзор. Зеркала опускаются при движении задним ходом, и отключить это невозможно. Нельзя даже заставить двери закрываться на ходу, хотя это автомобильное умение не раз помогало мне в разных ситуациях.
Как истинный кроссовер, Toyota Venza оснащается полным приводом в топовой комплектации, и даже система стабилизации может быть полностью отключена, если стоять на месте и долго держать кнопку. Но пользы от этого мало: после пары пробуксовок на рыхлом песке машину окутала ужасная вонь, которую начала источать муфта полного привода, а система стабилизации включилась обратно. Но и это кроссоверу можно простить, ведь на скользкой дороге со всеми ведущими колесами и постоянным электронным страховщиком всяко будет безопасней. И вообще, ради истинного комфорта не стоит торопиться — что по жизни, что на Toyota Venza.