Честно скажу: поначалу все выглядело донельзя скучно. Казалось, будто руководитель и главный судья Mazda Sport Cup Сергей Балдин уже просто не знает, что бы такого нового придумать, и начинает плавно съезжать с катушек от безысходности. Если год назад отборочные этапы перестали быть квалификацией в чистом виде — людям предстояло не столько ездить, сколько соревноваться в реакции и выносливости, — то теперь вообще появились мысли, будто Балдина сбил автобус с гринписовцами. Эко-гонка на наименьший расход топлива? Тест на знание истории Mazda и общую эрудированность? Тот ли это «Спорткап», который мы знаем и любим? После финиша могу сказать: о да, детка. Эмоций, неожиданных сюжетных твистов и адреналина тут хватило бы на два «Спорткапа» или десяток голливудских блокбастеров средней руки. Но обо всем по порядку.
Да, формат отборочных заездов теперь абсолютно не похож на то, что происходило, к примеру, два года назад. Он, собственно, вообще ни на что не похож. За минуту стараемся погасить как можно больше лампочек на специальном тренажере, подвергаем себя адским мукам в упражнении «планка» (нет, а вы попробуйте простоять хотя бы четыре минуты на локтях и мысках!), морщим мозг, отвечая на каверзные и местами неожиданные вопросы «квиза»... Впрочем, как ни удивительно, по сумме баллов верхние места все равно заняли те, кто быстрее и безошибочнее всех смог проехать трассу на время. И не просто трассу, а «Сочи Автодром», по которому всего за полторы недели до нас носились ребята со странными фамилиями — Росберг, Алонсо, Хэмилтон... Квят какой-то, опять же.
По итогам квалификации от финального рейтинга отсекаются 12 человек, набравших максимум баллов, и случайным образом группируются по двое, а затем к ним таким же образом добавляются еще трое из нижней части протокола. Хвала всемогущему богу Рандомию — мы с Алексеем Шмелевым оказываемся в одной команде, и чуть позже этот факт ой как сыграет нам на руку. До конца дня из шести команд журналистов должны отобраться две, которые примут участие в завтрашнем финале вместе с владельцами Mazda и командами корпораций, и отбор этот тоже не совсем обычен.
Помните еще про эко-гонку? Так вот, тут она и начинается. Та самая троица, составленная из не попавших по итогам квалификации в топ-12, поочередно садится за руль стандартного двухлитрового хэтча Mazda3 и старается израсходовать как можно меньше топлива. Та еще задачка, надо сказать: время заезда лимитировано, равно как и минимальное количество кругов. Не успел проехать сколько нужно — держи штраф. Перестраховался и проехал за отведенное время больше — фактически оштрафовал себя сам, ведь бензина таким образом сжег тоже больше, чем мог бы. Итого, скучнейшая на бумаге история «да я просто поставлю круиз-контроль на 50 км/ч — и дело с концом» оборачивается в тонкую тактическую и пилотажную работу. Пока человек за рулем старается проходить повороты на пределе, чтобы после них не приходилось слишком активно разгоняться и тратить драгоценную горючку, остальная команда корпит над секундомером и считает, нужно ли давать пилоту ускоряющие жесты с пит-уолл — или же, напротив, махнуть ему что-то вроде «спокойнее, чувак, спокойнее».
Впрочем, финальный результат отбора все равно зависит в первую очередь от чистой и незамутненной скорости тех двух участников команды, кто вместо экономии топлива на стоковых «трешках» со всей возможной дури мчит по трассе на трековых родстерах MX-5 Aori. Подвох — в системе начисления баллов. Если за эко-гонку можно получить максимум 10 очков, то за заезды на Aori в копилку, в зависимости от места, падает 30, 27, 24 и так далее. То бишь, между первым и вторым местом здесь такая же разница, как и между первым и четвертым у «экологов»! У нас так и получилось: показав четвертый результат в «зеленом» зачете, мы со Шмелевым сдюжили оказаться лучшими по сумме времен на Aori и пробились в финал с первого места. Ура? Ура. Но главный экшн был впереди.
Финал, внезапно, тоже начался с эко-гонки. Ехать ее, правда, предстояло уже всем командам в полном составе, и уроки вчерашнего дня мы извлекли по полной: мало того, что в принципе ехали правильно и круто, так еще и смогли отправить Максима Колоскова из журнала «АвтоМир» на последний круг под самый финишный флаг. А тот, не будь дурак, отпустил вообще все педали и покатился по трассе со скоростью субботнего дедушки-дачника. А что? Километры наматываются, средний расход уменьшается, а на упершийся в задний бампер сейфти-кар с негодующе жестикулирующим Балдиным внутри можно внимание и не обращать, как и подобает настоящему субботнему дедушке. Итог — честное и уверенное первое место, которое, впрочем, ни на что не влияет кроме места на старте основной гонки.
Точнее, даже целых двух одинаковых гонок с тремя сессиями на Mazda3 и двумя на Aori в каждой. Пространства для тактических игрищ практически нет: минимум за рулем можно провести три круга, максимум — пять, а за общее время заезда больше 17-18 витков намотать нереально. Значит, дополнительные километры по возможности получают те, кто едет на Aori, а в остальном — вот, наконец-то! — все решает чистая скорость и только она.
Кстати, лирическое отступление. На длиннющей полной конфигурации «Сочи Автодрома» стоковая Mazda3 на гражданской резине уступает облегченной Aori со «злыми» тормозами и на полусликах всего около 10 секунд — примерно 3:30 против 3:20! Так что сколько бы мы ни говорили о том, что даже у Mazda машины становятся спокойнее и неумолимо теряют перчинку — статистика все эти размышления обламывает на корню. Инжиниринг, братцы! Хотя после Aori, конечно, ощущения от Mazda3 будто пытаются пробиться через три презерватива одновременно.
Никаких особенно фееричных эмоций не принесла и трасса. «Сочи Автодром» — довольно однообразное, насыщенное одинаковыми 90-градусными поворотами и по техничности пилотажа далеко отстающее что от Moscow Raceway, что от Нижегородского кольца. Да, уже знаменитая длиннющая дуга и резкое торможение после нее требуют изрядной доли смелости. Да, есть довольно хитрая перекладка из одиннадцатого в двенадцатый, а тринадцатый с обратным профилем куда коварнее, чем кажется. Но в остальном — слишком плоско, бетонно и бездушно, что ли. А вот высочайший технический уровень всего, что касается трассы и ее инфраструктуры, реально поражает и заставляет ежеминутно проверять, не мутирует ли гоночный комбинезон в патриотичный ватник.
Ну да ладно, вернемся к гонке, тем более что ее фееричности не помешали ни отсутствие тактической свободы, ни излишняя рафинированность трассы. Уверенно уходим в бой с поул-позиции, потихоньку даже наращиваем преимущество, и — промахиваемся мимо собственных боксов на первой же смене пилота! Пока толкали машину назад (вручную — на пит-лейн задний ход запрещен), пока загоняли в боксы... В общем, все к этому моменту давно успели проехать, и отыграться наш коллектив под говорящим названием «Даонивсеупоротые» (а как еще могла называться такая команда?) смог только примерно до седьмого места из одиннадцати. Примерно — потому что это наши собственные прикидки.
А официальных результатов первой гонки никто никогда не узнает: каким-то невероятным образом судьи умудрились включить тайминг в квалификационном режиме, и он честно отслеживал лучшее время команды вместо общего положения в заезде! А это значит, что результаты аннулируются, и все будет решаться во второй гонке! Нечасто судьба преподносит такие подарки — видать, затесался к нам в коллектив кто-то с особо чистой и светлой кармой. Ну что ж, уроки извлекли, будем исправляться: делаем все то же самое, только на сей раз чур без лажи.
В этот момент невидимый режиссер (а я при всем своем атеизме уверен, что в тот день кто-то за нами подсматривал и от души хохотал) решает оторваться по полной. Вместо легкого дождика, изредка смачивавшего асфальт все предыдущее время, небо прорывает, и на нас обрушивается несколько бассейнов воды. И ведь никому не пожалуешься, что сверху заливают — ехать надо! Стартуем. Макс Колосков снова уходит ото всех вперед, на сей раз попадает своей «трешкой» в боксы с первого раза и передает смену Шмелеву на Aori. Тот едет еще увереннее: честный заднеприводный открытый спорткар под ливнем — это мокро и ооочень нервно, но Леха отрабатывает действительно блестяще. Меняемся на телевизионщика Игоря Бурцева — он чуть медленнее всех нас, но на эти потери мы закладывались, так что ничего страшного, что на свою смену я выезжаю уже третьим — где-то позади одной из команд владельцев и прямо на заднем бампере у Вадима Гагарина из auto.mail.ru. Отыграемся!
Вадик, конечно, чертовски быстрый парень с чумовым «накатом», и он вполне мог бы податься в профессиональный автоспорт. Поэтому он постепенно и неумолимо от меня уезжает, отрываясь в основном на разгонах за счет точнейшей работы рулем и газом. Я так просто-напросто не умею, а тут еще и в считанные минуты на трассу сваливается темнота: эгей, ребят, да у нас еще и первая ночная гонка в истории этой трассы, проникайтесь моментом! Заканчиваю третий круг, но не вижу в темноте таблички, которой парни должны, по идее, в этот момент зазывать меня в боксы. Совсем ослеп, что ли? Нет! После четвертого круга заветная табличка появляется: ребята приняли рисковое решение оставить меня на максимальные пять кругов, чтобы отыграть столько времени, сколько возможно. Да, с опасностью не добрать потом положенные три круга пятым пилотом — но попытаться стоило.
Как оказалось, именно лишний круг позволил нам опередить команду Гагарина: тот проехал надежные четыре витка и передал эстафету напарнице на Mazda3. Для того чтобы отыграть потерянное и даже создать небольшой задел, нам хватило одного круга. А дальше начинается форменный голливуд. Под самый конец своего отрезка догоняю еще какую-то Aori. Пройти не успеваю: на пит-лейн заезжаем одновременно с расстоянием хорошо если сантиметров в 20. Как можно резче заруливаю в боксы, вылезаю из машины — оказывается, это те самые владельцы, что шли на первом месте! Да еще и боксы у них прямо возле наших!
Вы вестерны смотрели? Так вот, у нас случился настоящий вестерн. Время смены пилота — строго фиксированное, три минуты ровно, и засекается оно не командой, а приставленным к каждой команде стюардом. У нас в «трешке» сидит Петр Ястребов из журнала Quattroruote, у них... У них тоже кто-то сидит. Время заезда в боксы различается хорошо если на секунду. На нервах всех присутствующих можно играть Stairway to Heaven... В общем, я теперь знаю, что фамилия Eastwood на русский переводится именно как «Ястребов». 2:58, 2:59... Пошел! Петя без тени сомнений топает по правой педали, дерзко выкручивает руль и, образно говоря, щелкает конкурентов по носу: те тоже дернулись было, но на пути уже была наша машина. И... На этом гонка закончилась! Организаторы сочли, что на трассе стало слишком темно, мокро и страшно, вывесили желтые флаги, а потом и выкатили пейс-кар. Победа!
В общем, драмы хватило на всех, и с годовым запасом. Потом было награждение, банкет, продолжение банкета и усугубление банкета, но об этом я писать уже не буду, тем более что сочинское побережье наверняка видало загулы и поэпичнее. Скажу другое: мне тут подумалось, что если вдруг когда-нибудь завяжу с автожурналистикой, то обязательно куплю себе «Мазду», чтобы иметь возможность участвовать в «Спорткапе». Хоть за 10 тысяч деревянных, гнилую, древнюю и не на ходу — лишь бы ПТС был. Потому что это слишком классная история, чтобы позволить себе ее пропускать.