На рынке сейчас творится хаос, паника и неразбериха: кто-то сметает все подряд по "старым" ценам, а кто-то ждет, пока ситуация не стабилизируется. О том, что происходит на самом деле, и как разумнее всего действовать, рассказывает генеральный директор Lifan в России Сунь Цзэцзюнь.
Эксперты российского автомобильного рынка пророчат дальнейшее его падение в следующем году от 5% до 30%. Если экономическая и геополитическая конъюнктура не изменится, вероятнее всего в 2015 году автомобили, сервисное обслуживание и запасные части будут дорожать. С точки зрения инвестиций покупка нового автомобиля - не самый хороший вариант. Как только авто покидает территорию дилерского центра он теряет существенную часть своей стоимости. Равно как и в период эксплуатации.
Есть вероятность компенсировать часть «потерянной» стоимость за счет возможного ослабления рубля. Но не факт! Подчеркну, что речь идет о «спонтанном» решении купить автомобиль, чтобы сохранить сбережения. Если же приобретение автомобиля было запланировано, и будущий автовладелец выжидает самый «выгодный» момент для покупки - то, как говорится, час пробил.
Ситуация на рынке автомобилей сейчас неоднозначная. Большинство дилеров испытывают на себе последствия резкого падения курса рубля. Это явление наши коллеги по бизнесу называют «Автомобильный жор». С октября клиенты пытаются выкупить все автомобили, цена на которые еще не успела подняться. Продлится это, скорее всего, до 23:59 31 декабря 2014 года. На январские продажи все уже махнули рукой и дружно поднимут цены, кто еще их не успел поднять до 1 декабря. Бюджетный сегмент - не исключение. Но нам, в частности, Lifan, удается держать цены на прежнем уровне. Мы терпели еще с весны, поэтому, лишний месяц продержимся. Но скоро все изменится.
Таким образом, покупая автомобиль в декабре, автолюбители как минимум не потеряют деньги на разнице в цене, а вероятнее всего даже выиграют. Динамика продаж наших автомобилей за последние месяцы подтверждает этот тезис: начиная с лета мы постоянно наращиваем продажи. В пользу покупки автомобиля в этом году говорит ожидаемое повышение цен на страховые продукты. За последний период полисов ОСАГО и увеличилась в среднем на 20-40%, и, вероятно, эта динамика сохранится в следующем году.
Безусловно, автомобили российской сборки дорожать будут медленнее. Однако:
1. На рынке и так осталось не так много марок, которые не имеют на территории России своего завода или не предоставляют право производства своих автомобилей какому-нибудь партнеру по договору. Поэтому мы все практически в равных условиях, и цены пойдут вверх практически у всех.
2. Машинокомплекты для производства автомобилей все равно могут завозиться из-за рубежа. Даже главная отечественная марка использует часть импортных комплектующих.
Поэтому почти все падение рубля авторынок отыграет за счет повышения цен. Никто не может вечно терпеть убытки ради сохранения своей доли рынка.
К сожалению, не все производители попадают в программу государственной поддержки утилизации. Однако, мы стремимся идти в ногу с рынком и предлагать удобную альтернативу. В конце концов, клиенту все равно, кто именно дает скидку на покупку автомобиля при утилизации старого, главное - это размер скидки. У нас по некоторым программам до 31 декабря такие скидки доходят до 75 тысяч рублей. Что касается кредитования, активность одобрения кредитов снизилась в целом на рынке. Однако, low-cost сегмент и здесь может резко выделиться. Дело в том, что, чем дешевле автомобиль, тем легче принять решение об одобрении кредита при остальных равных условиях. По крайней мере, банки-партнеры нашей программы Lifan Finance - стремятся снизить процент отказов при выдаче кредита на покупку Lifan.
Кроме того, никто не знает как изменится ситуация с автокредитованием. Однако, банки уже планируют повышать ставки и вводить дополнительные условия предоставления кредита - например, страхование жизни. Иными словами, возможен в будущем риск переплатить дважды.
Резюмируя все вышесказанное, скажу, что для тех, кто загодя запланировал приобретение автомобиля, сейчас самый лучший момент.