Отрицание. Злость. Торг. Депрессия. Смирение. Вообще, это пять стадий принятия неминуемой смерти, но каким-то невероятным образом — еще и история моих взаимоотношений с Lexus NX. Не вру! Она в эту канву укладывается как по нотам. Смотрите сами. Сначала японцы выкатили концепт, от вида которого, поговаривают, несколько человек ослепли. Еще двое записались в программу Mars One, чтобы больше не иметь ничего общего с нашим отвратительным миром. Я же просто сказал: да ну нафиг, не может такого быть, чтобы оно пошло в серию.
Потом они заявили, что NX взаправду будет продаваться примерно в таком виде — и я не на шутку разозлился. Действительность у нас и так не слишком приятная, а тут еще назревала перспектива регулярно лицезреть эти ужасающие изломы, ковыряясь в носу посреди вечной бесючей пробки на Сущевке. Уровень стресса и ненависти грозил пробить барьер, за которым не спасут ни валерьянка, ни тайский массаж, ни принятие лошадиных доз популярного лекарства «ДжекДэниелин» перорально.
Стадия торга наступила с выходом серийной версии. Окей, NX выглядит не настолько ужасающе (хотя все равно дико), так что если он будет невероятно крут во всем остальном — то пусть живет. Научились же мы как-то сосуществовать на одной планете с SsangYong Rodius, утками-некрофиламии фильмами Сарика Андреасяна, в конце-то концов.
А потом была депрессия. Потому что NX 300h, который мы взяли на новогодние праздники, оказался абсолютно никаким. С эргономическими косяками, невыразительной управляемостью, бесполезным условно-полным приводом и недобором до уровня Lexus по части плавности хода и шумоизоляции. В этих вот расстроенных чувствах я и отправился в Грецию, где нам вручили ключи от всех возможных модификаций NX и попытались объяснить, кому и зачем вообще этот автомобиль придумали.
И знаете, я почти сразу же перешел к пятой стадии, смирению. Вишневые, темно-синие и даже белые кроссоверы под южным солнцем не так режут глаз и рвут мозг, как делал их серебристый родственник посреди изгвазданной Москвы. В камерах кругового обзора наконец-то показывают асфальт и траву, а не репортаж с погружения (в прямом смысле) в профессию ассенизатора. Даже тачпад, управляющий мультимедийной системой, вроде бы работает адекватнее — возможно, потому, что перед общением с ним мне не пришлось отмораживать пальцы, эксгумируя машину из-под снега. Но спешу обломать: саму мультимедийку греческое благолепие не преобразило. Графики нет, логики нет, населена роботами.
Не поменялись и общие впечатления от уровня комфорта. Переделывая Toyota RAV4 в Lexus NX, японцы действительно многого достигли. Они отучили ее сидеть на кортах, смотреть «Реальных пацанов» и лузгать семки, но из-под джинсов Armani до сих пор предательски торчит резинка от трусов с надписью Abidas, а в речи нет-нет да и проскакивает «слышь, э», «короче, эта» и даже «чё, на». Иными словами, NX ощутимо комфортнее донора, но все еще слишком внимателен к неровностям, особенно мелким, и в типично японском стиле шумлив колесными арками. Справедливости ради, подвеска тут весьма энергоемкая: до пробоя ее можно довести только по откровенной глупости. Но беда в том, что какие-нибудь Tiguan и Forester не только еще мягче и крепче одновременно, так еще и стоят совсем других денег. Ну да ладно, исходный материал у лексусовцев был настолько трудным, что самое время их понять и простить.
Тем более что их детище, как выяснилось, отменно рулится! Этот момент, признаюсь, стал главным откровением. Зимой в Москве на NX мне поворачивалось скучно, пресно и переднеприводно. В голове я, понятно, делал скидку на зимнюю резину и мерзость под колесами, но такой разницы ожидать никак не мог. Несколько десятков километров шикарных греческих серпантинов, и вот я уже истово посыпаю голову пеплом: шикарно ведь едет, подлец! Четкие отклики на руль, минимум кренов, цепкое и нейтральное шасси — RAV4 и рядом не стояла, а на ум лезут скорее не самые оскорбительные ассоциации с Evoque.
Позитива нагоняет и техника: под капотом — новый двухлитровый турбомотор, а под полом — нормальная железная система полного привода. В отличие от гибрида, NX 200t не пытается уехать мордой наружу при первом же нажатии на газ, и это здорово добавляет уверенности. Да и связка первого в лексусовской истории наддувного движка с классическим шестиступенчатым «автоматом» работает приятнее и честнее: и динамики хватает, и плавности. Разве что при совсем уж активном наматывании на 180-градусные шпильки коробка медлит при переключениях вниз. Но, во-первых, не катастрофически, а во-вторых — кому вообще придет в голову считать это недостатком для городского кроссовера?
Самая доступная (хе-хе, при цене-то от двух миллионов рублей) версия со 150-сильным атмосферником предсказуемо не поразила. Едет она откровенно неспешно, а вариатор не стесняется однотонно голосить на весь салон, перекрикивая шикарную акустику Mark Levinson. C другой стороны, базовый NX все равно сравнительно беспроблемно можно разогнать до 140 км/ч, чего каждому нормальному человеку должно хватить. Опять же, за два миллиона больший урожай выпученных глаз, упавших челюстей и свернутых шей можно собрать разве что на Caterham.
Гибрид на летней резине и по сухому асфальту порадовал больше, чем в зимней Москве, но при живом NX 200t он, прямо скажем, нафиг не упал. Стоит на 200 с лишним тысяч дороже, едет медленнее (9,3 секунды до сотни против 7,2) — плюс, опять же, орет вариатором и лишь номинально умеет грести задней осью. Вариант для совсем уж безумных гиков, словом. Потому и заслуженно имеет свои жалкие 5-7% в планах по продажам.
Примерно та же степень осмысленности — и у опционального пакета F Sport. За лишние 200 тысяч вы получите еще более (да, оказывается бывает «еще более») вызывающий внешний стайлинг и псевдоспортивное оформление салона. Выглядит все это хозяйство весьма эффектно, а сидения с подраскачанной боковой поддержкой действительно чуть удобнее стандартных, но как по мне — на свои две сотни пакет не тянет.
Да-да, я знаю, что там еще есть адаптивные амортизаторы и дополнительный режим Sport S+, но на практике толку от этого почти нет. В стандартной ипостаси подвеска чуть мягче обычной, в спортивной — чуть жестче, но различия находятся на уровне нюансов. Гораздо более мощного эффекта вы добьетесь, если заведете подушечку, которую будете по необходимости подкладывать под задницу и из-под нее вынимать.
Получается, что первое знакомство с NX у нас прошло по самому скверному сценарию — самая противоречивая версия да в весьма мерзопакостных условиях. А ведь он не так и ужасен! Турбоверсия — вполне себе адекватный ответ Эвоку для тех, кому милее отвечать на вопросы в стиле «что курили дизайнеры твоей новой тачки», чем играть в традиционную британскую лотерею «сломается/не сломается». Атмосферник — неплохой выбор для начинающих художников-авангардистов, еще не поднявших свои первые 100 миллионов на толкании «современного искусства» незадачливым олигархам. Да, NX не идеален. Да, у него есть недостатки. Но мне кажется, я с ним все-таки перешел к шестой стадии. Уважению.