Все. Песец пришел. Об этом свидетельствует последний отчет Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), согласно которому продажи новых легковых автомобилей в России оказались ниже начальной точки отсчета. Столь низкого спроса не было за все 10 лет ведения статистики. Похожая ситуация развернулась в кризисном апреле 2009-го, когда столбик «автометра» опустился до 136 тысяч пунктов, а в нынешнем — аж до 132 456 штук.
Первый квартал выдался для производителей крайне мерзким. Citroen, Suzuki, Peugeot, Chevrolet, Opel, Chery, Great Wall — это лишь те бренды, чьи продажи рухнули более чем на 70%, а у Honda они сократились, мама дорогая, аж на 87%, читай почти в 10 раз! На удивление рост некоторых премиальных брендов не прекратился. Mercedes-Benz, Lexus, Porsche за три месяца оказались в плюсе, каким-то макаром разбирают старые smart. Хотя в случае с дорогими машинами понимания больше — обычно у зажиточных граждан в кризис состояния лишь приумножаются, тогда как у среднего и низшего класса растут задолженности по ипотечным и прочим крупным кредитам.
Интересно, что предпочтения большинства россиян в кризис остаются неизменными. Из 25 бестселлеров на первом месте с внушительным отрывом от конкурентов расположилась Lada Granta (с января по апрель 2015 года продано 41 071 машина). На втором — Hyundai Solaris (33 801 автомобиль), а на третьем — Kia Rio (26 240 машин). И это при том, что российская «повозка» стоит от 330 до 510 тысяч, а корейские «близнецы» в среднем от 526 до 810 тысяч рублей, то есть в два раза дороже! Можно было бы подумать, что иных отечественных машин в продаже нет, но они есть: Kalina, Priora... только на более низких позициях.
Самым популярным кроссовером в 2014 году стала старушка Lada 4×4, хотя в провальном по всем пунктам апреле в лидеры вышел румынский Duster, подающийся у нас под французским «соусом» Renault. Кстати, разница в цене у Duster и 4×4 тоже немаленькая. Примерно в полтора раза хуже этих двух «сельчан» продается еще один — Chevrolet Niva, которого уже подпирает по количеству проданных экземпляров ix35 — бестселлер среди кроссоверов Hyundai и в скором времени снова Tucson.
Неизменным спросом пользуется Renault Logan, который до сих пор продается и в старом, и в новом исполнениях, а если прибавить к нему все хэтчбек-версии Sandero, то объединенная модель стала бы одной из самых популярнейших. В фаворитах значатся бюджетники Volkswagen Polo, Nissan Almera и Lada Largus. Toyota Camry — фрукт подороже, но автомобилю сильно помогают корпоративные продажи — чиновники в нем души не чают.
В списке самых популярных моделей теперь есть новое не совсем благозвучное имя — Datsun on-DO: видимо, многие не хотят самостоятельно протягивать и докручивать Lada Granta, а предпочитают купить уже подготовленный японский вариант. У Skoda отлично продается Rapid, чуточку хуже Octavia. Между двумя популярными чешскими моделями разместилась Toyota RAV4, которая продается лучше, чем Mazda CX-5, Mitsubishi ASX и Nissan X-Trail. Кстати, у «Мазды» недавно случилось обновление, глядишь, «Рафику» в ближайшем будущем наступят на пятки. На уровне этих кроссоверов расходятся Kia cee’d и UAZ Patriot.
Кстати, умные люди из АЕБ уверяют, что хуже уже не будет, что правительство вовремя отреагировало на кризис, внедрило различные программы, и мы с вами должны вновь начать покупать новые машины. Лично я успел урвать свою до кризиса, и пока желания обогатить кого-то у меня нет. Хотя вменяемые автокредиты постепенно начинают возвращаться, а многие производители решились на снижение цен, временное, но все же снижение.
Рейтинг продаж легковых автомобилей в России в январе-апреле 2015 года: | Create infographics