Сыпать или не сыпать - вот в чем вопрос. Россия, по крайней мере ее европейская часть, отнюдь не уникальная страна с точки зрения климата. Есть Норвегия, Швеция, Финляндия, Канада, северные штаты Америки и даже некоторые области Японии, где снега выпадает по помпон на шапке. Однако же только у нас вопрос о том, как бороться со снегом зимой, открыт и по сей день, а регулярные метели приводят в ступор не только горожан, но и коммунальные службы. Как же борются с зимним ненастьем за кордоном? Мы решили заглянуть к друзьям по снежному несчастью.
Ругать дорожников у нас такая же традиция, как пить водку и кричать "На здоровье!" Сами коммунальщики уже не обижаются: "Убираешь ты хорошо или плохо - все одно. Тобой недовольны всегда, так что проще вообще ничего не делать - отношение людей не поменяется", - сетует столичный дворник. Виноват ли он сам или система, в которой работает? Ведь, как известно, дыма без огня не бывает...
Вот Финляндия - ближайший сосед по правую руку. Тут, как и во многих других странах Европы, в ходу так называемый фрикционный метод. Если на пальцах, то дороги вычищают от снега практически до асфальта даже в обильные снегопады, а потом полотно посыпают мелкими абразивными материалами (песок, гранитная или мраморная крошка). Метод, как утверждают экологи, абсолютно кошерный, то бишь не вредит природе ни теоретически, ни практически. А с точки зрения борьбы с гололедом признан одним из наиболее эффективных.
Проблемы две - деньги и инфраструктура, что по сути тоже деньги. Во-первых, сами по себе мелкозернистый гравий и прочие абразивы обходятся гораздо дороже реагентов и соли, которая у нас в широком ходу. Во-вторых, все разбросанные на асфальте противогололедные средства после использования необходимо собирать, иначе они могут засорить городскую систему сточных вод - вантузом ее не прочистишь. Более того, после сбора массу промывают и отправляют на вторичное использование! А по весне по дорогам проезжают специальные пылесосы, которыми собираются остатки абразивов. Кстати, в местах применения этого материала собранный снег запрещено вываливать на газон - за такое деяние полагается штраф. В России как-то был эксперимент по использованию такого метода, но он, разумеется, провалился. Нет у нас ни пылесосов, ни денег на дорогую крошку, ни желания делать уборку качественно.
Но то - тротуары и городская территория. А что на междугородних трассах? В странах Северной Европы на не сильно загруженных трассах снег полностью не счищают, а оставляют небольшой слой до пяти сантиметров и утрамбовывают его, иногда посыпая все той же мраморной крошкой и прочими абразивами. Получается плотный накат - полотно с неплохими сцепными свойствами, по которому финны, например, валят так же смело, как и по асфальту.
Шведы пошли еще дальше. У них в ходу метод местного ученого Торгейра Ваа, который придумал разбрасывать на утрамбованный снежный наст смешанный с горячей водой песок. Нагретая до 95 градусов смесь буквально вплавляется в полотно, образуя что-то вроде крупнозернистой наждачки в городских масштабах. Одной обработки хватает чуть ли не на неделю, ну или до ближайшего снегопада, что наступит раньше. Метод отличный, довольны все - и дорожники, и экологи, и простые люди. Недостаток один и все тот же самый. Черт с этими абразивами. Сама по себе приспособленная для такой обработки техника стоит больших денег, так что это тоже не наш метод.
И потом, что мы вечно шпыняем наши коммунальные службы за применение реагентов? Неужели никто в мире, окромя нас, не использует химию? Да вот же - те самые ненавистные простому русскому парню янки изрядно поливают свои дороги химикатами, и никто у них не возмущается! Взять самый популярный в Штатах хлорид магния, которого у них завались (вещество добывают на соляных озерах). Эффективный? Очень! А то, что он ускоряет коррозию в разы по сравнению с обычной солью, от него скукоживается обувь и страдает придорожная флора, - мелочи. Все так, правда, есть нюанс: американцы сначала вычищают снег до асфальта, а потом обрабатывают дороги химическим реагентом. При таком способе расход средства минимальный, и, соответственно, наносимый урон не такой глобальный. У нас же химическую жижу обильно льют на сам снег, из-за чего образуется снежная каша.
Правда, стоит отметить, что регионы, для которых снег не особо частое явление (например, Нью-Йорк), подходят к уборке улиц спустя рукава. Тамошние дороги могут быть завалены сугробами до нескольких дней, пока их, наконец, не очистят. В таком случае городские власти объявляют режим ЧП, все учреждения закрываются, а автомобилистам и вовсе запрещено появляться на дорогах. Видимо, американцам проще на один-два дня закрыть город для очистки от снега, чем содержать огромную армию снегоуборочной техники, да и снегопады у них случаются не так часто.
Но если в Штатах все более-менее традиционно, то совсем необычный способ обработки дорог применяют в Белоруссии. Там асфальт вообще поливают сахаром! Не тем, что мы кладем в чай, конечно, - в ход идет побочный продукт сахарного производства "меласса". Всем хороша сладкая жизнь, даром что недешево обходится в сравнении с хлоридами, которые вот уже не первый год применяют московские дорожники. Плохо только то, что при сильных морозах (-15 и ниже) эффективность раствора "мелассы" сильно снижается. Хотя, как показывает практика, при заморозках опасность гололеда минимальна.
А может ну его, вообще без химии? Вон, в горах Японии снега выпадает до пяти метров, а реагенты местные коммунальщики не используют вообще. Как борются, спрашиваете? Отвечаем - чистят дороги. Никакой магии. Не лопатами, разумеется, этот атавизм применяется в развитых странах крайне редко. В ход идут современные техсредства, но без единой капли химии. В особо снежных городах для борьбы с наледью в пешеходных зонах у японцев есть еще одно хорошее средство - подогрев. Тут тоже без хитростей: зачастую коммуникации прокладывают вдоль тротуаров, а где это невозможно, устанавливается специальная система подогрева. Еще один важный момент - технические средства. У нас до сих пор во дворах толпа эмигрантов машет лопатами, в то время как в той же Японии применяются куда более современные технические средства малой механизации.
С этого года питерские власти решили устроить эксперимент и свести использование реагентов до минимума, сделав упор на уборку снега. Горожане и автомобилисты в кое-то веки сказали спасибо местной системе ЖКХ, которая ценой собственного откатного богатства сделала жизнь простым питерцам лучше. Конечно, от песко-соляной смеси не отказались полностью, да и невозможно это. Но теперь так полюбившийся нашими дорожниками коктейль расходуется крайне мало, а дороги стали чище. Забавно, что практически сразу после начала эксперимента местные дорожные полицейские отметили падение числа ДТП как с жертвами, так и без.
Чем не прецедент? Но не все так просто. Московские власти не спешат перенимать успешный опыт питерских коллег, мол, весной посмотрим на результаты. Но даже если в северной столице эксперимент глобально будет признан успешным, москвичам в ближайшее время жизнь без реагентов не светит. С недавних пор контракты на поставку химии у нас стали заключать не на год, а сразу на три. Анализировать, для чего это было сделано, бессмысленно. Может, для лучшего отмыва бюджетных средств, а может, для увеличения запасов реагентов. Но что-то нам подсказывает, что минимальный расход неудобен не только поставщикам, но и самим властям города. Более того, упрямые чинуши твердят как истуканы, что используемые в Москве реагенты чисты как слеза младенца и безвредны настолько, насколько позволяют санитарно-экологические нормы.
Стало быть, сделать так, чтобы отечественных дорожников не хаяли, а любили, можно, просто это требует определенных телодвижений. Например, встать с клеркского стула и посмотреть по сторонам. Америки открывать для этого не требуется, все возможные методы давно известны. Надо просто выбрать наиболее подходящий и приготовиться к одобрительным крикам уставших месить ногами снежную кашу горожан.