Тяжелый, железный, крепкий... Все эти эпитеты сегодня неприменимы чуть меньше чем ко всем автомобилям, будь они хоть трижды брутальны и хороши собой. Нынешние лампасы из некрашеного пластика - что борода хипстера: сбрей ее, и якобы суровый дядька превратится в школьника-доходягу. Nissan методично истреблял в своей линейке все честное полноприводное, и до того хорошо ему это удавалось, что сейчас из боевых 4×4 в модельном ряду остался разве что Patrol. Но вместо того чтобы традиционно оплакивать внедорожные ценности, попробуем понять, так ли все плохо у современных "ниссанов" с офф-роудом, погоняв на Patrol, Pathfinder и X-Trail в рамках традиционных покатушек X-Tour.
Последние метаморфозы полноприводных Nissan капитально перетряхнули и переориентировали линейку 4×4. Например, Pathfinder теперь стоит на "телеге" от Teana, а клиренс у него меньше, чем у Renault Sandero Stepway. Некогда простой Patrol конкретно подорожал и вместо классической рамы получил интегрированную. В прошлом самый брутальный из всех паркетников на рынке X-Trail стал банальным пенсионеровозом с "мыльным" кузовом. А самый крепкий и надежный из пикапов на свете, NP300 (не путать с новым NP300 Navara), и вовсе покинул российский рынок, не выдержав конкуренции с Toyota Hilux и Mitsubishi L200.
Но давайте по чесноку: те самые внедорожные ценности, что оплакиваются сегодня приспешниками полноприводного авантюризма, не имеют ничего общего с современным рынком. Надо ли объяснять, что Pathfinder текущей генерации с точки зрения продаж куда более привлекателен, нежели старый? Да, теперь это кроссовер со всеми вытекающими: многодисковая муфта, несущий кузов, ворох электроники и бла-бла-бла. Зато он стал в разы комфортнее, что привлекло тех, кто ищет вместительный 7-местный автомобиль для всей семьи, но не хочет покупать минивэн.
Увы, на "Пафе" теперь не рванешь на целину, снежную или непаханую - не важно. Формально он боится всего, что страшнее бордюров у подъезда. Не геометрическая проходимость - слезы! Но вот парадокс: по раздолбанной дороге перед внедорожным участком спецтрассы X-Tour он проходит совершенно спокойно, как, собственно, и по самой трассе. Ясное дело: колея, уклоны, ямы да ухабы - все тарировано, дабы не упасть имиджем в грязный снег, но визуально условный офф-роуд вполне себе. Вот тут "Паф" хорошенько скребет болтающимся ниже плинтуса креплением глушителя, здесь задевает нежной поперечной тягой... Ему тяжко со 181,5 сантиметрами под килем, но он прет, то и дело блокируя межосевую муфту и закусывая одно из буксующих колес для имитации диффа. Все работает в автоматическом режиме, не нужны спецпознания в части работы трансмиссии и прочего железа. Как режим "авто" у фотоаппарат: тыдыщ - и шедевр!
Стало быть, паркетник паркетником, а еще на что-то способен. Да и часто ли целевая аудитория будет испытывать Pathfinder на прочность? Но даже если вне дорог он сливает предшественнику, то на асфальте уделает его, как первоклашку. Комфорт, тишина, уют... Поехать с компанией на дальняк - милое дело. Причем никто не взвоет ни после 100 км, ни после 1000. "Паф" развернулся к широкой публике лицом.
непролазных дебрях повстречать лешего куда проще, чем Nissan PatrolТа же история случилась и с Nissan Patrol: автомобиль стал проще и понятнее для покупателя. Да, на него теперь не повесишь силовой бампер, не поставишь лебедку, не установишь экспедиционный багажник на крышу. Теперь он дорогой и блестящий, а в непролазных дебрях повстречать лешего куда проще, чем Patrol минимум за 3,5 млн рублей. На некогда боевого генерала нацепили красивые, хоть и непрактичные чиносы интегрированной рамы, прибрали аскетичный интерьер, добавив ему шика, напичкали электроникой по самые карданы и взвинтили ценник. Ни один толковый джипер на такую порнографию и не посмотрит, зато клиент деловой и обеспеченный, кому детина с V8 положена по статусу, а не как инструмент, с удовольствием понесет деньги в кассу дилера. И таковых в разы больше!
При этом Patrol все еще условно рамный, имеет 274 мм (!) просвета, с электромагнитной муфтой в приводе передних колес, понижающей передачей и даже с блокировкой заднего дифференциала. Добавьте сюда неплохую по современным меркам геометрическую проходимость, и вы получите хороший инструмент для нечастых (подчеркнуто два раза) выездов по грибы. На покатушках X-Tour для него подготовили специальную трассу с глубокой колеей и действительно опасными участками с перспективой посадить без малого три с половиной тонны полной массы на оба независимых моста. Но нет, едет, мерзавец, при всей ущербности по сравнению с предшественником!
Все логично, пока речь не заходит об X-Trail. До смены поколений "Трейлик" стоял своего рода особняком как в модельной линейке самого Nissan, так и по сравнению с конкурентами. И тут, как ни странно, дело вовсе не в железе - оно у X-Trail традиционное для сегмента: McPherson спереди, многорычажка сзади, электромагнитная муфта в приводе задних колес и все в таком духе. Благодаря грамотному маркетингу среднеразмерному паркетнику сделали имидж без пяти минут настоящего внедорожника, что принесло неплохие барыши. Но вот новое поколение: пополневший, примеривший корпоративное лицо до такой степени, что теперь не отличим от Qashqai ни издалека, ни вблизи! Но главное - растерявший по ходу обновления всю пусть и формальную, но брутальность. Если раньше о внутренней конкуренции не было и речи, то теперь X-Trail приходится толкаться локтями еще и с родней. При этом к самому автомобилю претензий вообще никаких: отличная комфортная подвеска, простор в салоне, багажник хороший, моторы оптимальные, полный привод опять же.
Стало быть, хедлайнеры "ниссановской" линейки 4×4 все еще могут, если надо. Могут ровно настолько, насколько требует массовый потребитель. Увы, но в любой борьбе есть проигравшие, и редеющий лагерь поклонников настоящего офф-роуда в битве за честный 4×4 проигрывает уже не первый год. Плохо это или хорошо? Все зависит от того, в каком лагере вы.