Машины, которые предлагают нам свое собственное небо, всеми силами пытаются сочетать несочетаемое, и потому все как одна похожи на гибрид карпа и планера. Будто диснеевский Немо ограбил авиационный музей. Таких на жвачках Turbo не напечатают. С другой стороны, стоит ли придираться к штуковинам, которые совсем скоро изменят нашу мобильность? Вон, американская компания, занятая скрещиванием автомобиля с самолетом, официально заявила, что покажет миру серийную летающую машину уже в течение трех лет.
Однако реальная ситуация такова, что в обозримом будущем нам точно не светят ни очаровательные "Ситроены" с крыльями, ни шикарные "Ламборгини" с винглетами, на которых можно чинно подкатить к полуночному казино после семичасового чеса над Атлантикой. Да и вообще, знала ли авиационно-автомобильная история действительно крутые гибриды машины и самолета?
Taylor Aerocar
Кому пришло в голову? Мултону Тейлору, дизайнеру из Вашингтона, в конце 1940-х страстно желавшему построить летающий гибрид и доказать, что автомобиль способен покорить небо.
Оно летает? Удивительно, но да. Точнее, летало. Задружившись с Робертом Фултоном, еще одним чудаком, работавшим над созданием летающей машины, Тейлор к 1949 году спроектировал прототип, который не без успеха поднялся в небо. Фултоновский проект был основательно модернизирован, и в итоге готовый Aerocar (незамысловатое, но четкое, бьющее прямо в цель название) получил пристяжные крылья с закрылками, хвост со стабилизаторами и толкающий пропеллер позади.
А как в роли машины? Весьма недурно. На земле все навесные элементы снимались и складывались, образуя компактный прицепляемый багажный модуль. А тот же самый мотор, что через вал приводил в движение пропеллер, в дорожной спецификации вращал передние колеса посредством трехступенчатой трансмиссии. Все, что требовалось перед полетом, - перевести коробку в нейтраль.
Круто? Ну а как же! Полвека назад автомобиль уже умел летать - это ли не чудо? Вдобавок Aerocar неплохо смотрелся, напоминая чуть сплющенную по бокам Isetta (более того, один из аэрокаров беззастенчиво копировал дизайн шедеврального Jaguar E-type). Жаль, что серийным летающее творение Тейлора так и не стало.
Convair Model 118
Кому пришло в голову? Теодору Холлу в послевоенное американское время. То есть первые наброски летающей машины Тед сделал еще до войны, но затем на какое-то время о них пришлось забыть. Зато сразу после войны он и сочувствующий ему Томми Томпсон засучили рукава.
Оно летает? Поднявшийся в небо в 1946-м году Convair Model 116 - проба пера в новой для обоих джентльменов сфере - представлял собой технически беспроигрышный гибрид автомобиля (тогда на эту роль взяли двухместный кузов с размещенным сзади 26-сильным мотором) и навесного моноплана с крыльями, хвостовым оперением и 90-сильным пропеллерным мотором Franklin 4A4. Оценив успех, конструкцию улучшили: пластиковый "кузов" стал четырехместным, а мотор заменили на куда более современный 190-сильный шестицилиндровый Lycoming.
А как в роли машины? В более совершенном Model 118 с четырехместным кузовом воздушно охлаждаемый мотор Crosley выдавал 25 лошадиных сил, чего в принципе хватало для пластиковой скорлупки.
Круто? Вполне. 118-й показывал в небе свыше 200 км/ч. Создатели всерьез предполагали, что публика будет раскупать летающий автомобиль, и даже рисовали перспективы сбыть 160 000 штук по 1 500 долларов США каждая. Однако досадные инциденты вроде жесткой посадки на сухом баке с сильными повреждениями и чудом не пострадавшим пилотом в итоге охладили пыл конструкторов и скоренько прикончили программу.
AVE Mizar
Кому пришло в голову? Знакомьтесь: Генри Смолински, талантливый выпускник Нортропского университета и человек, желавший освоить небо. Ныне покойный.
Оно летает? Летало. До того как прикончить своего создателя (см. выше), изобретение налетало достаточно часов, чтобы считаться привлекательным проектом. Издалека (если не брать во внимание тот факт, что из-под крыльев торчал хэтчбек от Ford) AVE Mizar сильно напоминал легкомоторный Сessna Skymaster. Точнее, это и была "верхушка" от Cessna со сдвоенным хвостом, пристегнутая к крыше Ford Pinto. Смекаете, да? При желании автомобиль можно было избавить от крыльев, и тогда...
А как в роли машины? Да-да, и тогда он превращался в обычный среднестатистический Pinto. Со своими вместительностью и динамикой. Браво? Как в том эпизоде из Бондианы. Раз: машинка заезжает в ангар. Два: преследователи в ожидании хмурят брови. Три: машинка покидает ангар и растворяется в воздухе.
Что еще выгодно отличало летающий автомобиль от самолета, так это то, что при разгоне вращающий колеса бензиновый мотор способствовал скорейшему достижению взлетной скорости.
Круто? Вначале - безусловно, и даже шикарный эпизод из "Человека с золотым пистолетом" мог бы быть снят с использованием настоящего прототипа. Кабы не один факт. В ходе рокового тест-полета в 1973-м году AVE Mizar разукомплектовался в воздухе: верхняя часть отделилась от нижней, и Ford Pinto ринулся к земле аки камень. После этого свое фи проекту выказали и инвесторы, и киношники. Последние за неимением альтернатив сняли знаменитую погоню с использованием масштабной копии Mizar. От греха подальше.
Panoz Esperante
Кому пришло в голову? Гику-мотоциклисту Джесси Джеймсу, тезке знаменитого головореза конца позапрошлого века. "Хочу, - говорит он, - сотворить суперштуку: поставить спортивный родстер на крыло и посмотреть, что будет дальше. Большая мощность, солидный размах крыльев, подъемная сила - вот это вот все".
Оно летает? В 2012-м в рамках шоу Monster Garage для канала Discovery Джеймс приволок свое творение прямиком на взлетку Китти Хок, откуда начинали братья Райт, и попытался одолеть земное притяжение. Однако все, что удалось вооруженному авиационным мотором и крыльями родстеру, - это легкий отрыв колес от асфальта. Причем высота "полета" оказалась такой мизерной, что окажись на асфальте крупное насекомое, ему бы точно не поздоровилось.
А как в роли машины? Да в общем, здорово. Алюминиевая рама, V8... Дэн Пэноз умел строить крутые тачки. Для земли.
Круто? Нисколько. Разогнаться и не затормозить перед лежачим полицейским - вот событие, которое наверняка перекроет по драматичности раскрученный "полет" Джеймса. А пара сантиметров под колесами, особенно вкупе с пропеллером и крыльями, - сущий позор. Уже вскоре после полета по "летающему автомобилю" из телека уже стучал аукционный молоток. "Не бит, не крашен, без полета по стране".
Terrafugia Transition
Кому пришло в голову? Давайте все же серьезно. Поднять машину в воздух несложно. Куда сложнее ее посадить. Много раз подряд. Причем так, чтобы сделать это мог практически любой, а после посадки можно было смело лупить по трассе, а не бродить по полосе в поисках отвалившихся колес. Иными словами, чтобы сделать самолетомобиль доступным, в первую очередь необходимо гарантировать безопасность для каждого. И вот тут в игру вступает Transition.
Оно летает? О, да. Тестовые полеты гибрида со 100-сильным мотором и шасси на авиационный манер подпитали уверенность создателей (Youtube вам в помощь). Кажется, они первыми войдут в историю современных летающих машин. У Transition автоматические складные крылья, поэтому после посадки можно даже не выходить из кабины/салона.
А как в роли машины? Как транспорта - в целом неплохо. В сложенном состоянии габаритные размеры Transition вполне позволяют толкаться по будничным пробкам. Есть зеркала, фары и даже номерная табличка. А подвеска даже обладает способностью глотать ямки.
Проблема в другом. Законодательно Transition не считается автомобилем. Пока аппарат отнесен к категории легких спортивных самолетов. А значит, вы не можете сесть за руль серийной (в будущем) машины, не имея при себе удостоверения пилота (чтобы получить его в Америке, нужно налетать минимум 20 часов). Это-то пока и печалит домохозяек, мечтающих сократить дорогу по пути в гости.
Круто? Технически - да. Юридически - пока слишком закручено. Главный козырь, которым сейчас располагает Terrafugia, - возможность автономной доставки пассажиров, реализуемая в прототипах нового TF-X. Что теоретически должно поменять статус пилота/пользователя, а значит и перечень документов для допуска к управлению.
Aeromobil 3.0
Кому пришло в голову? Ну, как тут не вспомнить про аэромобиль из Словакии? Собственно, он так и называется - "Аэромобиль". Почти четверть века они отрабатывают, шлифуют и приближают к серии одну и ту же тему: гибрид машины и летательного аппарата, доступный для управления не только ребятам из авиации. И перед нами - самое свежее, третье поколение.
Оно летает? Полетит. Так же, как и у Transition, здесь один мотор мощностью 100 лошадиных сил и складные крылья для возможности передвигаться по дорогам. Правда, механизм складывания реализован по-иному.
Максималка по шоссе - около 160 км/ч, в воздухе - 200. Чтобы взлететь, Aeromobil 3.0 нужно 250 метров, чтобы сесть и остановиться - 50. Запас хода, просчитанный и озвученный создателями (само собой, проверить цифры опытным путем пока невозможно), составляет 700 километров.
А как в роли машины? Тут скорее подойдет формулировка "персональный двухместный наземный транспорт". Хотя заявленный расход топлива в восемь литров на сотню вполне себе автомобильный. Да и габариты аэромобиля тоже не Бог весть какие. Скажем, по ширине и высоте это вполне себе городская микролитражка, так что привыкать нужно лишь к шестиметровой длине. Водили лимузин? "Вэлкам", как говорится.
Круто? Сейчас Aeromobil по-прежнему с головой в тестах. Упорству словацких спецов стоит позавидовать. Так что когда-нибудь эта штука взлетит, как физически, так и метафорически. Остается открытым лишь вопрос сертификации. Все зависит от того, что мы захотим видеть на дорогах: автомобиль, которому будет разрешено подняться в небо, или самолет, который сможет протиснуться по городским улочкам.