Буквально на днях чиновники Самарской области пообещали помочь совместному предприятию GM-АвтоВАЗ с выпуском нового поколения Chevrolet Niva. Чем? Словом? Деньгами? Тягловой силой, коей в Министерстве промышленности в избытке? Да и в чем причина такого решения? Что, у новой "Шнивы" все так плохо? Давайте пройдемся по теме.
Только шапки не летали
После премьеры концептуально нового поколения Niva на позапрошлогоднем Московском автосалоне, о крутом новом "Шеви" в том или ином ключе не высказался только ленивый. Дизайн руки чеха Ондржея Коромхаза (автора Aveo II) отчасти копировал ряд элементов первого (тоже весьма удачного, но порядком надоевшего и устаревшего) поколения Niva, отчасти продвигал новые архитектуру и язык. Новинка выросла в длину до 4,3 метра и обзавелась подвеской типа МакФерсон. Облитый матовым лаком, поставленный на зубастые колеса и в довесок вооруженный лебедкой и шноркелем концепт смотрелся убойно и, что важнее, реалистично. Под звон фарфора с эспрессо кто-то уже говорил о серийном производстве. Назывались цифры: 135-сильный мотор Peugeot-Citroen и 5-ступенчатая "механика" с раздаткой, а также упоминался 2015 год. Выставочная "Шнива" вышла крутой. Русский EcoSport, только серьезнее, без метросекса. Ну как в такую не уверовать?
Ой, все!
Bесна 2015-го - и сразу дурные вести с фронта. Строительство предприятия "Джей Ви Системз" в Тольятти за 200 с гаком миллионов долларов, которое должно было взять на себя выпуск кузовов для новой "Шнивы", застопорилось. Из контракта с генеральным подрядчиком проекта полетели бумажные лохмотья, а пресс-служба GM-АвтоВАЗ, не объясняя причину прекращения работ, обтекаемо отрапортовала о том, что ведется анализ ситуации и просчитываются риски для всего проекта целиком. Повисла тишина. Оптимистичные цитаты образца 2013-го года о планах на 120 тысяч кузовов в год, казалось, растворятся в воздухе. Ни прессов, ни кузовного цеха, ни лаборатории. Это все?
Не отключаем от аппарата
Все-все, да, как оказалось, не все. GM официально уходит из России, прихватив с собой Opel и большую часть линейки Chevrolet (остались лишь крутые Camaro и Corvette да рамный внедорожник Tahoe, а также слезы дилеров). "Рашен маркет" оказался "не супер", а перспективы неясными. Niva по-прежнему представлена исключительно первым поколением, но разработки новой "Шнивы", уходя, решили не гасить. Спасибо за усилие, труды, дипломатический подход и удостоверения с высокими должностями. СП GM-АвтоВАЗ продлил жизнь проекту Chevrolet Niva II на целый сезон, дескать, попытаем счастья до мая, а там будет видно. Однако инвестиционного оптимизма ситуация участникам не добавила.
Завод в кредит
К концу весны GM-АвтоВАЗ наконец начал активно вести переговоры с банками о предоставлении кредита на завершение проекта. Сумму в 12 миллиардов рублей, необходимую предприятию, предполагалось стрясти с ВТБ, ВЭБ и "Сбербанка". Ситуация осложнилась тем, что для привлечения такого крупного займа масштаб предприятия был маловат, а акционеры (собственно, GM и АвтоВАЗ) до этого всячески отнекивались от перспективы брать кредит. Как бы там ни было, к середине лета переговоры толстосумов (при участии самарских властей) принесли плоды: деньги пошли.
Здрасьте!
Почти экватор 2015 года - и вот они, первые тольяттинские ездовые прототипы Niva: живые и закамуфлированные. И как следствие - первые шпионские фототрофеи, на которых можно было рассмотреть салон внедорожника и кое-какие элементы внутренней отделки, которые должны пойти в серию. Никакого футуризма, никакого абстракционизма - нутро "Шнивы" в геометрической стилистике модельного ряда Chevrolet в целом устроило публику. Что дальше?
Пациент скорее жив?
А вот что. На настоящий момент в конце инвестиционно-производственного тоннеля что-то светится. В "Российской газете" запестрела декларация работы Министерства промышленности Самарской области на 2016 год, в которой значилось, что власти официально поддержат СП GM-АвтоВАЗ с реализацией проекта Niva и выпуском второго поколения внедорожника. Завершение работ и запуск "Шнивы" в серию потребовал 10,8 миллиарда рублей. Еще почти 11 "ярдов" на реанимацию... которая должна состояться. Будем верить. И надеяться.