Лошадиная сила - или 735 с чем-то ватт, или мощность, чуть превышающая способность лошадки вращать водяной насос (было дело в XVIII веке), - пребывает с нами, сколько мы себя помним. Применительно к миру машин мы в курсе, что, например, 300 лошадиных сил - это довольно много, а 80 - это "Жигули" или что-то очень маленькое и незаметное. Отлично. Но что, если речь заходит не о привычном нам мире автомобилей, а об авиации, морских перевозках или даже космосе? Какими цифрами оперируют там и канает ли в этих областях устоявшаяся точка зрения, будто 500 "лошадей" - избыточная мощность?
Авиация
Airbus A380 располагает четырьмя моторами и где-то 110 000 л.с. "на круг"Первому самолету (братьев Райт - верно), чтобы подняться в воздух, хватило 40 л.с., а теперь давайте сразу к разоблачениям: современные самолеты, располагая сотнями "лошадей", вряд ли даже оторвутся от полосы. Это крохотная Cessna-182 массой в 900 кило может довольствоваться всего 230 л.с., а вот коммерческому Boeing-737 с его 190 посадочными местами (кстати, такой себе средний самолетик по меркам пассажировозов с крыльями) не помешала бы пара тысяч "лошадок". Они у него есть: два турбовентиляторных мотора CFM выдают тягу до 12 тонн силы каждый, что в общей сложности можно назвать 25 000 лошадиными силами на взлете.
Нужны штуки помощнее? Что ж, у дальнемагистрального Boeing 777 есть два двигателя размером с торговый ларек, по 570 000 ньютонов (примерно по 45 000 лошадиных сил) каждый. А самый крутой из "Эйрбасов" - двухэтажный 280-тонный Airbus A380 - располагает четырьмя моторами и где-то 110 000 силами "на круг".
Кстати, эта цифра не так уж далека от той, что выдают шесть моторов Ан-225 - самого большого транспортника в мире. Самолет, способный взять на борт что угодно вплоть до 200-тонной электростанции или космического челнока и поднять это хозяйство на высоту 12 км, "выдает" эквивалент 111 000 лошадиным силам. Как говорится, вот тебе, бабушка, и Golf GTI...
Суда
На флоте (военном или гражданском) все немножечко проще. Чтобы понять и оценить мощность плавсредства (авианосца "Мистраль" или лодочного мотора), необязательно вооружаться калькулятором и учебником по математике и переводить все эти килограммы силы и килоньютоны во что-то привычно-осязамое - как правило, здесь мощность мотора указана именно в "кониках".
Крейсер "Петр Великий" оснащен атомным двигателем мощностью 140 000 л.с.Простой пример - рыбалка. Чтобы поохотиться на карпа с середины озера, вам нужна лодка. Пожалуйста, на выбор подвесные моторы мощностью от 2 до 300 лошадиных сил. Конечно, для более крупной охоты и целой тысячи сил мало. Например, мощность двух газотурбинных установок General Electric американского эсминца Carney класса "Арли Берк" (с управляемыми ракетами), направленного ВВС США в Средиземное море, составляет 108 000 лошадиных сил. Кстати, форсажная мощность уже дежурящего там российского ракетного крейсера "Москва" чуть-чуть ниже - около 90 000 л.с. Зато крейсер "Петр Великий", гордость военного флота России, все же помощнее - 140 000 "лошадей", правда, по большей части атомных.
А что на гражданке? Ну, теплоход "Москва", что курсирует по водным артериям столицы, по мощности сопоставим с горячей Audi RS 3 или самым слабым из Mercedes-Benz Gelandewagen (несмотря на силовую установку из двух танковых V12). Штуки побольше, типа австралийского парома The Cat, располагают тысячами лошадиных сил (у аэродинамического The Cat их 38 000, как у 25 Bugatti Chiron). В классе частных суперъяхт сейчас лидируют штуки в миллиард долларов, но у них редко отыщешь больше 40 тысяч сил. И чтобы пощекотать себе нервы реально большими цифрами, лучшее решение - смотреть в сторону океанских лайнеров. Например, мировой гигант - Oasis of the Seas, оснащенный тремя 1050-литровыми V12 и тремя 1400-литровыми V16, имеет суммарный объем 7 350 литров и суммарную же мощность 136 900 сил. Туше!
Поезда
Брянский тепловозов ТЭМ18 снабжен четырехтактным дизелем мощностью как у Bugatti Veyron Grand Sport VitesseЖелезные дороги - мир больших цифр в плане расстояний, но никак не мощности. Верно? А если вспомнить типичный прогон товарного состава через переезд, когда в ожидании проезда десятков составов успеваешь выспаться? То-то же. Причем, что удивительно: на то чтобы тягать почти сотню вагонов угля, нефтепродуктов, тачек и прочей почты, хватает усилий двух-четырех тепло- или электровозов. Какая мощность у этих силачей?
Ну, пожалуй, самый известный и узнаваемый из тепловозов - маневровый (читай, для работы на небольших расстояниях) брянский ТЭМ18. Он снабжен четырехтактным дизелем и обладает мощностью целого Bugatti Veyron Grand Sport Vitesse - солидными 1 200 лошадиными силами. Правда, скорость у "восемнадцатого" никакие не 400 км/ч, а жестко конструкционная "сотка". Впрочем, и она для 126-тонной махины - почти что достижение.
6 000 "лошадей" - цифры поинтереснее. Примерно столько выдают два дизеля двухсекционного магистрального 2ТЭ10В - как правило, именно этот тепловоз можно встретить во главе длинного товарного состава из цистерн, платформ и хопперов. Что касается новинок, то, к примеру, часовая мощность новенького электровоза 2ЭС10 "Гранит" (с возможной нагрузкой в 7 000 тонн) составляет 8 800 кВт, что эквивалентно 12 000 привычным нам лошадиным силам. А знаменитый "Сапсан" (или Siemens Velaro), курсирующий из Москвы в Питер и Нижний Новгород и способный разгоняться до 250 и даже 300 км/ч, имеет выходную мощность в 8 000 кВт - условно говоря, как у двух электричек, ездящих от Казанского вокзала.
Космос
Если споры о мощности зашли так далеко, то лучше сразу забыть про десятки, сотни и даже тысячи лошадиных сил. В сфере, построенной на желании преодолеть притяжение Земли, такие вещи как чип-тюнинг или расточка блока ради лишних 10 л.с. - все равно что пшик. Еще в 1960-е годы (полвека назад, на секундочку) часто произносимой фразой в мире ракетостроения была - приготовьтесь! - "расчетные 20 миллионов лошадиных сил". Съели?! Ракета "Протон" с ее 900 тонн тяги - 60 миллионов "лошадей". "Сатурн-5" - 3 000 тонн тяги и 200 миллионов "лошадей". И плевать на то, что эти "лошади", по сути, мало что говорят о характеристиках ракеты. Цифры - просто космос.
Фото © Ironjohn | Dreamstime.com