Когда я направлялась в центр Jaguar Land Rover Experience, то была уверена, что смогу протестировать там какой-нибудь автомобиль и рассказать о нем читателям. Однако то, что меня ждало, оказалось полным сюрпризом. Мне посчастливилось дважды познать новый опыт и проверить себя, как водителя. И теперь я уверена - повторить такое должен каждый!
В новом центре Jaguar Land Rover Experience, расположенном в 25 километрах от Москвы, можно за всего лишь 3 часа пройти эффективный курс контраварийной подготовки. Это возможность проверить себя как водителя и автомобиль в условиях потери стабильности, управляемости в экстремальной ситуации, а также на бездорожье. Это необычайно ценно. Ведь, случись внештатная ситуация на дороге - ты сможешь выйти из неё, сохранить машину и жизни.
Центр Jaguar Land Rover Experience - это первый подобный опыт компании Jaguar Land Rover в мире. Тем более отраден тот факт, что в скором будущем по подобию российского появятся обучающие центры в других странах мира, а не наоборот, как бывает обычно.
Состоит курс из 3 частей. Первая - просмотр фильма о компании и автомобилях, демонстрирующий самые яркие модели концерна и главные события, с ними связанные. Длительность небольшая, чуть меньше десяти минут, картинка динамичная - смотрится на одном дыхании!
Второй этап - лекция в классе, на которой учащиеся делятся на две группы в зависимости от выбранного бренда (Jaguar или Land Rover). Здесь не только рассказывают о модельном ряде автомобилей, но и делятся секретами правильного поведения за рулем автомобиля. Ведь, как правило, в современной машине самое слабое "звено" - это именно водитель: большая часть аварий происходит именно по вине человека.
Многие из правил очевидны, но важны для жизни и корректной управляемости. Например: спинка кресла водителя должна быть зафиксирована почти вертикально, ведь при большем отклонении назад вестибулярный аппарат работает существенно хуже - и ты хуже чувствуешь, что происходит с автомобилем. Оптимальное положение рук на руле - это хватка 3-9 или даже лучше 2-10. Высота посадки для поездки по городу должна обеспечить максимальный угол обзора через лобовое стекло. В коленном суставе правой ноги угол около 160° дает возможность точно дозировать усилие на педалях.
Самый главный и длительный третий этап - это, собственно, само вождение. Площадки для Jaguar и Land Rover разные - и на них отрабатываются немного разные упражнения и жизненные ситуации.
В первый раз я проходила курс на прекрасном автомобиле Jaguar XE. Как девушка, я, безусловно, оценила очень элегантный и продуманный интерьер, очень комфортный и эргономичный. Автомобиль не только красив и динамичен, но и технологичен, ведь более 75% сделано из алюминия с использованием авиационных технологий для обеспечения прочности конструкции. И Jaguar XE оказался надежным партнером в моем эксперименте.
На площадке сначала полный круг упражнений показывает опытный инструктор, а потом очередь за тобой. Ты начинаешь практически с первых минут чувствовать автомобиль, его реакцию на твои действия. Их последствия не заставляют себя долго ждать, ведь под колесами - снег и лед: в центре созданы самые экстремальные условия, чтобы в жизни ты не растерялся и в чрезвычайной ситуации сохранил автомобиль и жизнь.
Отрабатываются несколько упражнений. Первое из которых - "разгон - экстренное торможение", то есть ситуация, когда препятствие возникло неожиданное и нужно резко ударить по педали тормоза с силой не менее 40 кг, словно превратив ногу в огромную кувалду. Звучит это просто, а вот на практике и на скользкой поверхности резко остановиться и избежать заноса не так-то просто. Особенно, если инструктор предлагает попробовать вариант "для продвинутых": после резкого удара по тормозу усилие на педаль надо немного уменьшить, так как на льду это сократит тормозной путь на 30%.
Далее по нарастающей степени сложности отрабатываются "змейка" и повороты на 90 и 180 градусов. Чтобы научиться правильно реагировать, мы искусственно вызывали занос автомобиля и затем "ловили" его. Конечно, сначала сложно - но с каждым разом получается все лучше, приходит уверенность в собственных силах! И вот тогда, в самом конце урока, тебе дают возможность попробовать "полицейский разворот". В восторге остаются все: ты - от самого себя, а инструктор - от того, что автомобиль остался цел.
Однако опыт не был бы полным, если бы я не попробовала вторую половину программы на одном из автомобилей Land Rover. Именно там я смогла оценить все особенности поведения внедорожников в самых сложных условиях российских дорог. А помог мне в этом прекрасный Land Rover Discovery, преодолевать крутые препятствия на котором может даже новичок.
На полигоне центра Jaguar Land Rover Experience представлены все самые распространенные препятствия, с которыми может столкнуться водитель внедорожника. И уже после нескольких упражнений на такой "площадке" каждый выпускник курсов сможет с легкостью преодолеть подъем и спуск с горы, провести автомобиль с боковом уклоном до 35% и форсировать брод. Главное - начиная выполнять упражнения, нужно помнить о необходимости двигаться медленно: управлять автомобилем становится значительно легче, а времени на принятия решения остается больше. Инструктор учит применять правило Трех П: "посмотри-подумай-поезжай", чтобы безопасно для себя, автомобиля и окружающей среды передвигаться по бездорожью.
Канаву лучше переезжать по диагонали. С бродом чуть сложнее: сначала лучше выйти из автомобиля и оценить его глубину - большинство Land Rover легко преодолеют глубину 600-700 мм.
Боковой уклон - самое опасное препятствие, и здесь очень важно держать траекторию - вести автомобиль четко вдоль линии бокового уклона, параллельно земле. И - без резких движений, чтобы не автомобиль не сполз с уклона. Скажу честно: преодолевая это препятствие мне казалось, что я спорю с законами физики!
Однако самые бурные эмоции обычно вызывает отработка подъемов и спусков под углом 20°, 30° и даже 45° (для автомобилей с пониженным рядом в раздаточной коробке). Для успеха подъема главное двигаться по линии естественного склона - по перпендикулярной прямой, чтобы не пробуксовывали передние разгруженные колеса и автомобиль не развернуло. При спуске тоже важна траектория и еще... самообладание, ведь как только вы поняли, что спуск начался и автомобиль движется по правильной линии - нужно отпустить педаль тормоза. Остальную работу сделает сам автомобиль, оснащенный режимом HDC (Hill Descend Control - система помощи спуска), которая начинает работать со скорости 0 км/ч. Раз за разом отрабатывая это упражнение, я не переставала удивляться этому "волшебству", но все больше и больше доверяла Land Rover Discovery. Он действительно все делает сам!
Даже на искусственном бездорожье на площадке Jaguar Land Rover Experience время за рулем Land Rover пролетает незаметно, поэтому салон автомобиля покидаешь неохотно. Впрочем, такой опыт всегда можно повторить, снова записавшись на курс. И неважно, являетесь ли вы счастливым обладателем автомобиля одного из брендов компании или пока только раздумываете - двери Jaguar Land Rover Experience открыты для каждого. И лично у меня это вызывает большое уважение!