Сотрудники одного из крупнейших в мире заводов компании Shell, расположенного в небольшом городке Торжке, что в Тверской области, уверяют нас, что самая масштабная подделка моторных масел происходит в головах россиян. Однако во время прогулки по вылизанным до блеска цехам я замечаю на бочках с маслом Shell Helix новые голографические наклейки, которые позволят безошибочно определить подлинность продукта. Зачем они и как это будет происходить? Сейчас узнаем.
Говорят, что при выборе места для строительства завода инвесторов привлек именно Торжок, так как оказался выгодным с точки зрения логистики: отсюда проще принимать компоненты (все они поступают железнодорожным транспортом через Финляндию) и легче отправлять готовую продукцию дистрибьюторам, львиная доля которых находится в центральной части России. Кроме того, городок оказался богатым на ценные кадры: более половины из 80 сотрудников, трудящихся на предприятии, - с высшим образованием, хотя каждый день они и все другие работники дуют через трубочку в алкотестер на проходной.
Снаружи стоят огромные резервуары. В одних плескается базовое масло без присадок, в других - готовая продукция. Дирекция гордится своим заводом: он молодой, зато самый современный. "На одном из старейших предприятий Shell в Европе установлен потоковый смеситель открытого типа, - рассказывает директор Константин Рубин. - Из-за того что некоторые присадки представляют собой твердые пласты, которые нужно измельчать, вокруг быстро появляется грязь и пыль. У нас же внедрен потоковый смеситель закрытого типа с ротором мощностью 300 кВт, который позволяет не только добиться чистоты, но и в разы ускоряет процесс смешивания компонентов". Внутри действительно образцовая чистота и порядок. Все процессы по изготовлению масла скрыты от глаз, жидкости "гуляют" по трубам, а сотрудникам остается лишь следить за давлением, температурой и другими показаниями приборов.
Контроль качества осуществляется на каждом этапе изготовления. Полученное сырье проходит несколько процессов смешивания, где в базовое масло добавляются различные присадки. С открытия завода в октябре 2012 года никаких эксцессов не было. Самое страшное, что может произойти - в базовое масло может попасть неправильный объем какой-либо из присадок. На выходе готовое масло проверяется в лаборатории, и если выявляется косяк, то специалисты рассчитывают дозу недостающих присадок и добавляют в "бракованную" смесь, восстанавливая тем самым необходимые пропорции.
При заводе есть тестовая лаборатория, которая задействована не только в отслеживании собственного производства: частенько к лаборантам приходят образцы неизвестных масел, конфискованных сотрудниками полиции в подпольных "разливочных". По словам Дениса Михайлова, менеджера по продуктам и сервисам Shell Helix, случаи подделок моторного масла в России происходят гораздо реже, чем об этом пишут в СМИ и судачат на форумах в интернете. Вот вам пример потребительской паники: нередко на канистрах линия дозатора выполнена не идеально ровно, и потребитель, увидев такое, бежит в Shell (если речь идет именно об этом масле) с криками "караул!", "обманули!", но в лаборатории выясняется, что масло подлинное, а проблемы подобного характера с упаковкой случаются. Есть разница между импортным и "российским" маслом. Горловина канистры масла, произведенной в Торжке, заклеена белой пленкой: таким образом обеспечивается сохранность упаковки при транспортировке в дальние регионы России. Горловина канистры с немецкого завода "открытая", там есть лишь уплотнительное кольцо, так как дороги в Европе считаются более ровными и дополнительная защита от протечек не требуется. У потребителя же все это вызывает сомнения.
Но в Shell нашли железобетонный выход: с марта 2016 года все бочки с моторным маслом объемом 209 литров будут оснащаться специальной защитой - хитрой голографической маркировкой. Помимо привычных голограмм у новой наклейки есть второй слой, под которым скрывается QR-код. Во-первых, склеив верхний слой, приклеить обратно его уже нельзя. Во-вторых, считав уникальный 16-значный код при помощи смартфона, можно проверить его на сайте ac.shell.com. И это еще не все. Если вы купили оригинальную бочку масла, то на сайте вам это подтвердят, но если вы решите проверить код второй раз - система сообщит, что код уже один раз проверялся. А на шестую проверку доступ к этому коду будет и вовсе заблокирован. То есть наклейку нельзя будет переклеить с одной бочки на другую!
Что до нас, простых потребителей, то на литровых и четырехлитровых канистрах с маслом Shell мы увидим такую голограмму уже во второй половине 2016 года, когда на заводе в Торжке установят соответствующее оборудование для нанесения и регистрации маркировки. Ведь как обычно подделывают масло? Привозят самое дешевое и разливают его по канистрам разных производителей. Так, в конце 2015 года сотрудники полиции накрыли склад в подмосковной деревне Смирновка, где левое масло расфасовывали в канистры Shell, Mobil, Castrol, Total, BP и даже "родные" Toyota, Nissan, Ford, VW и BMW. По данным правоохранительных органов, канистры приходили с двух заводов в Белоруссии, этикетки делали где-то в России, а на подпольной фабрике площадью около трех тысяч квадратных метров работала полуавтоматическая линия розлива. Трудилось там полсотни человек, в основном без паспортов и знания русского языка. Покупатели такого масла, как всегда, велись на более низкую стоимость, чем у официальных дистрибьюторов.
Голограммы на завод Shell будут приходить неактивированными, так что код начнет работать только после нанесения его на канистру. Это должно исключить возможность кражи кодов до их поступления в Торжок. Точно такую же систему уже опробовали в Китае, где потребители опасаются подделок не меньше русских. Китайцы остались довольны. Однако масло, которое поставляется к нам из Европы, такой маркировки по-прежнему не получит: в Европе у людей мозги меньше запудрены рассказами о подделках. Кстати, подобной степени защиты пока нет ни у одного крупного производителя моторных масел в мире. Как говорится, доверяй и проверяй.