мире законченного автомобильного эгоизма фраза "Такая только у меня и у Майкла Джексона" не проканает. Прости, Майк, но когда у клиента есть большие деньги и причиндалы, то ты идешь лесом. One-off - сладенькое слово, означающее "только у меня и ни у кого другого", часто дополняемое сноской: "штучный товар, для создания которого напрягся сам автопроизводитель". Давайте вспомним, какие тачки мировой автопром выпускал в единственном экземпляре, чтобы побаловать особенного клиента.
Просекшие фишку One-off автомобильные компании держат целые подразделения с дизайнерами, проектировщиками и креативщиками, в обязанности которых входит создание уникальных автомобилей под конкретного покупателя. "Конкретный" в данном случае значит либо заокеанский или азиатский магнат, в коллекции которого освободилось место, либо нефтеналивной араб в сандалиях и со сложносочиненным именем, либо "почетный клиент", которому срочно требуется подсластить существование. Как бы там ни было, первой на ум приходит машина Короля.
Заказ: Cadillac DeVille Station Wagon
Клиент: Элвис
Не секрет, что Элвис Пресли фанател от "Кадиллаков". Большие, массивные, убедительные и яркие - эти шикарные тачки дополняли образ короля рок-н-ролла. Розовый "Флитвуд", золоченый "Эльдорадо" - в 1960-1970-х сама ситуация не позволила бы Cadillac отвертеться от создания единственного в своем роде автомобиля для кумира миллионов. Выбор пал на DeVille: изготовленный на базе седана двуцветный универсал был приобретен Элвисом в 1972 году, и, надо сказать, смотрелся он здорово. Кремовая краска сочеталась с хромированными элементами, кожаным салоном и эмблемами из 24-каратного золота, а над механизмом открывания двери задка (важная вещь для машины, которой прочили долгую и счастливую жизнь в знаменитом гараже в Грейсленде) проектировщики поломали головы. Собственно говоря, этот "Кэдди" прожил яркую жизнь и даже после смерти Элвиса в 1977-м остался в отличном коллекционном состоянии.
Интересный факт: по секрету, точно таким же Cadillac в 1970-х владела другая рок-н-ролльная звезда - выходец из знаменитой "Крысиной стаи" Дин Мартин.
Заказ: Ferrari P4/5
Клиент: Джеймс Гликенхаус
С фамилией Гликенхаус связаны сразу два уникальных проекта от Ferrari. Все началось в 2006-м, когда финансовый магнат заказал современный суперкар с кузовом, который копировал бы силуэты гоночных машин 1960-х, в частности Ferrari P. За создание проекта взялось ателье Pininfarina, вступившее в эпоху своего возрождения. Турине взяли клиентскую Ferrari Enzo, избавились от стандартных кузовных панелей и укрыли металлический скелет и агрегаты совершенно новым легким кузовом работы Джейсона Кастриоты с аэродинамичным "фонарем" кабины и обилием дизайнерских цитат из прошлого. Проект, в том же году представленный на Конкурсе элегантности в Пеббл-Бич, обошелся заказчику в космические четыре миллиона долларов. Машина Джима оказалась быстрее и круче исходной Enzo и имела куда более впечатляющий коэффициент лобового сопротивления (всего 0,34) Однако на этом эксцентричный любитель четырехколесной редкости не ограничился и вскоре загорелся идеей выпустить P4/5 на гоночный трек. Проект (рождаемый не без конфликтов за стенами Ferrari) получил имя P4/5С, а главное - агрегаты от 430 Scuderia и более четырехсот уникальных инженерных решений в довесок. Бесконечно крутая разработка, которая туго связала заказчика и клиента.
Интересный факт: Дорожной P4/5 после рождения пришлось пройти специальную проверку на "ДНК Ferrari": босс компании Лука ди Монтедземоло внимательно изучил единственную в своем роде машину и, помедлив, дал отеческое добро на фирменный шильдик с гарцующим жеребцом. Однако для верности машину все же назвали "Ferrari P4/5 by Pininfarina".
Заказ: Ferrari Superamerica 45
Клиент: Питер Каликов
По большому счету, выделяем мы сейчас всего лишь одну из нескольких уникальных Ferrari, созданных спецом для этого тихого человека не на слуху, а по совместительству воротилы рынка недвижимости. Пит - классный старикан: филантроп, коллекционер, фанат Ferrari и знатный любитель потратиться на эксклюзив. Так, в 2011-м, следом за единственной в своем роде Ferrari 612 Kappa (гран-туризмо на основе Scaglietti), он становится обладателем штучной Superamerica 45, двухдверной тарги с открывающимся жестким верхом. По славной традиции, шикарно-синяя Ferrari с хромом и алюминием в отделке засветилась на лужайке Вилла д’Эсте в рамках автомобильного Конкурса элегантности, после чего отошла своему владельцу. Сумма заказа, само собой, - миллионы баксов.
Интересный факт: карбоновая скорлупка крыши у 45-й не прячется в багажник, а, развернувшись на петлях, кладется поверх него, нутром кверху. Технически круто, но… что, если в Калифорнии все-таки пойдет дождь?
Заказ: Rolls-Royce Ghost Qatar
Клиент: инкогнито из ОАЭ
Уникальный (слово-то надоело, не так ли?) 6,6-литровый RR Ghost - спецзаказ одного очень-богатого-но-донельзя-скрытного клиента из Катара. Двуцветный (оттенков крем-брюле и красного вина) "бэби-Роллс" - результат работы, пожалуй, самого крутого на сегодняшний день подразделения по созданию штучных автомобилей в мире - роллсройсовского "крыла" Bespoke.
Что нам известно про этот заказ? Немного, на самом деле. Автомобиль существует в единственном, само собой, экземпляре и наряду с другими штучными Rolls-Royce Phantom и Ghost бороздит трафик лучших стран мира сего. Британцы активно работают с заказами из Эмиратов и Китая, а их машины в совершенно разных цветовых схемах наводняют один за другим супергаражи по всему свету. Принц, магнат, маргинал или радикал - каждому клиенту по уникальной машине, и это отличный бизнес.
Интересный факт: серийных Rolls-Royce по-прежнему не существует. Каждая машина - результат труда десятков специалистов с регалиями за спиной. Просто в отдельных случаях эти специалисты уходят домой попозже.
Заказ: Bugatti Veyron Super Sport Edition Merveilleux
Клиент: некто Саймон, Китай
Ferrari и Rolls-Royce не единственные, кто имеет обыкновение наводнять рынок дорогих супер- и лакшери-каров уникальными автомобилями для уникального клиента. Как тут не вспомнить про Bugatti, выпустившей при жизни Veyron (ныне закончившего свой достойный путь) с десяток-другой штучных версий тысячесильного гиперкара. Один из самых поздних проектов был создан (вернее, доработан) в 2011-м году специально для самого преданного клиента марки, родом из Поднебесной. Известно лишь его имя - Саймон, а также тот факт, что клиент располагает внушительной суммой денег и на свое 40-летие смог не только принять шикарный подарок от Bugatti - 1200-сильный Super Sport с карбоновым кузовом и голубым салоном, но и оплатить его.
И это не все. Для презентации автомобиля клиенту собрался весь цвет Bugatti, начиная от мастеров и механиков и заканчивая тогдашним президентом компании Вольфгангом Дюрхаймером и тест-пилотом Пьером-Анри Рафанелем. Вот это мы понимаем - поздравление.
Само собой, сумма заказа, будь она озвучена ранее (прошло-то уже больше пяти лет), впечатлила бы даже тех, кто уже имеет Veyron. Но разве это имеет значение для юбиляра, получившего вместе с подарком частичку тепла Bugatti? Нисколько. Кем бы ты ни был, Саймон, ты чертовски счастливый мужик.
Интересный факт: если поставить все клиентские Veyron в шеренгу, то по уровню общей экспрессии и эпатажа они легко уделают Rolls-Royce. Ну а имена - часто на французском, вроде Pur Sang или l’Or Blanc - так и вовсе затыкают британцев за пояс.
Заказ: Audi A8 L Extended
Клиент: некто из Европы
А вот и самый свежий свежак - 6,4-метровый лимо на базе удлиненной (как видно, недостаточно) версии флагманской A8. Клиент, пожелавший до поры остаться в тени, заказал шестидверный шестиместный кузов, что неслабо напрягло конструкторов, привыкших иметь дело с жесткой структурой и, как следствие, четырьмя дверными проемами. итоге проект растянулся больше чем на год.
Для удлинения кузова больше чем на метр в Audi использовали алюминиевые панели, а чтобы усилить конструкцию самого длинного и дорогого A8, пришлось нарастить стойки и изменить конструкцию крыши, чтобы интегрировать в нее панорамные стеклянные секции.
Интересный факт: говорят, что самая длинная A8 адресована не частному клиенту, а прямиком королевскому двору Норвегии и лично королю Харальду V. Отсюда и более чем серьезный подход к постройке уникального лимузина, и особые клиентские требования, и даже время, которое ушло на создание автомобиля. До настоящего момента монаршие особы Норвегии благоволили другим машинам. частности, сам Харальд Пятый любил появляться на публике на заднем диване Lincoln Continental.