Начало месяца - и мы снова погружаемся в автомобильную историю. Мы собираем самые разнообразные факты о самых удивительных событиях, произошедших в мире машин. В этом обзоре вы узнаете, когда произошло первое дорожно-транспортное происшествие, каков наимаксимальнейший пробег, как Гитлер пользовался автомобильным конфигуратором и еще много чего интересного.
Первый электрический светофор
Первый привычный нам (ок, большинству из нас) светофор был установлен американской светофорной компанией в 1914 году в Кливленде, на углу Юклид-авеню и 105-й улицы. Точнее, светофоров было четыре - по одному на каждую сторону перекрестка. Устройства переключались с красного света на зеленый, а также могли издавать звуковой сигнал.
Полностью автоматическим такой светофор назвать было нельзя - управление осуществлял регулировщик из будки. Зато такая система была выполнена по-человечески, в отличие от экспериментов 1869-го, когда первый английский светофор Найта взорвался, зацепив осколками служителя закона.
Первая авария
Это сейчас вообразить себе ДТП с мятыми капотами и хватающимся за головы автолюбителями не составит труда. Сегодня тема сминания кузовного металла стала социально-инженерным мейнстримом. А вот на стыке прошлого с позапрошлым веками столкновение первых машин было практически шоком. В 1891 году жители Огайо-сити стали свидетелями первого ДТП: его устроили инженер Джон Ламберт и его пассажир Джеймс Суовленд, разложив среди ночи один из первых бензиновых экипажей. Мужчины налетели на корень дерева, потеряли управление и влетели в лошадиное стойло.
Статистика 1900 года
В начале XX века среди автомобилей Нового Света 40 процентов приводились в движение энергией пара, 38 процентов питались электричеством и лишь 20 (двадцать!) с небольшим процентов автопарка использовали двигатели внутреннего сгорания. Что было потом, мы все отлично помним. Но что насчет будущего? Увлечение электромобилями определенно увеличит общий процент, а вот паровые автомобили мы окончательно потеряли.
Первый автоконфигуратор из-за решетки
Да, это смешно, но это почти состоявшийся факт: еще находясь в ландсбергском исправительном учреждении (а это 1924 год), один из участников "Пивного путча", некто Адольф Гитлер, написал не только знаменитую Mein Kampf, но и официальное письмо дилеру Mercedes-Benz с требованием предоставить ему ссуду в несколько тысяч марок на покупку новенького Mercedes 11/40 (18 тысяч рейхсмарок). В своем прошении узник не только указал модель долгое время обожаемого автомобиля, но также распорядился выбрать цвет (серый) и колеса с белыми боковинами. Заказ, кстати, слетел, так и не превратившись в исторический факт...
Первое радио в машине
Пионером среди автомобильных радиоприемников принято считать устройство братьев Гэлвин (в свое время получивших право на его серийное производство) под названием 5T71. Мудреная, а главное незапоминающаяся рабочая аббревиатура продержалась недолго: вскоре у радиоприемника появилось собственное название - Motorola. В 1930-м году первые автомобильные "Моторолы" можно было монтировать в Ford Model A Deluxe, правда, стоило это около 130 долларов США! Для сравнения, стоимость самого купе Ford A составляла чуть больше 500 долларов.
Первый круиз-контроль
Удивительно, что такая современная на первый взгляд система как круиз-контроль, поддерживающая заданную скорость движения, была разработана аж - внимание - в 1948 году. Более того, разработана она была человеком, визуально не имевшим никакого представления о скорости. Изобретатель круиза (или "автопилота", как называли его тогда), механик Ральф Титор, был слеп и ориентировался исключительно по ощущениям. Например, он замечал, что у его юриста были большие проблемы с поддержанием скорости: тот постоянно то разгонял, то замедлял автомобиль. Система же могла определить скорость движения машины через карданный вал и при помощи катушки-соленоида управлять ею.
Самый большой пробег автомобиля
2 850 000 миль, или свыше 4,5 миллиона километров, - это реальный пробег симпатичного купе Volvo P1800, официально занесенного в Книгу Гиннесса. Подумать только, машинка, купленная в 1966 году (через шесть лет после официального дебюта модели), намотала на свои колеса почти 12 ходок от Земли до Луны. Как часто любит рассказывать владелец шведской модели, бывший школьный учитель Ив Гордон, предчувствие больших путешествий у него было с самого первого дня покупки: всего за пару дней он намотал на одометр почти две тысячи километров. Пристрелочных, никак не иначе...
Первый трехточечный ремень безопасности
А вот еще кое-что о Volvo. До изобретения ей.... Вернее, не так. До того момента, как в Volvo обратились с вопросом о повышении безопасности машин к Нильсу Болину, тогдашнему авиационному инженеру из Saab, мир еще не знал, что ремневая лямка, пропущенная через три правильно рассчитанные точки, способна изменить мир безопасности.
Патент на трехточечные ремни оставался открытым: шведы грамотно отнеслись к вопросу, оставив другим производителям возможность беспрепятственно внедрять разработку. Шутка ли, согласно не самой новой статистике, каждые шесть минут разработка Болина спасала по одной человеческой жизни.
Последняя машина с кассетным плейером
Угадаете год? 2005? 2007? Не-а, на самом деле 2011-й стал тем самым переломным годом, когда кассетникам в машинах, наконец, сказали "до свидания". Самое интересное, что производителем, державшим опцию до последнего, оказался Ford, продававший Crown Victoria, в то время как мир потихоньку остывал к носимым MP3-плейерам.
Хотя сейчас тюнеры по всему миру снова предлагают кассетные магнитолы высокого качества.
Первый седан от Porsche
Ждете здесь Panamera? Увы, она появится только через 36 лет, в виде проекта 989, да и тот будет считай хэтчбеком. А пока в 1952 году немцы из Porsche договариваются с американской Studebaker о совместной работе (в первую очередь - инжиниринговой) над новым седаном с независимой подвеской и расположенным сзади V6. Получивший силовые агрегаты с двумя вариантами систем охлаждения (воздушной и жидкостной) Porsche Project 542/Z-87 был отправлен в Штаты для конечного утверждения. Однако американцы из Studebaker-Packard не приняли "европейский седан", сконцентрировавшись на других моделях. Кстати, среди "не принявших" на тот момент оказался сам Джон ДеЛореан, впоследствии создавший собственный бренд и машину, которая изменила мир кинофантастики.