Мир помнит и будет помнить первых. Генри Форд - один из таких "первых" людей в автопроме. Прирожденный лидер, человек-завод, промышленник-инноватор и личность-легенда. 30 июля мир отметил 153-ю годовщину со дня его рождения, но что мы знаем о нем помимо знаменитых "черных Ford T", первого автомобильного конвейера и невыносимо проникновенного взгляда?
Бандитизм во имя порядка
Форд определенно был талантливым организатором. Но вот добродушным дедушкой - это, что называется, фигушки. Организовать и поддерживать порядок на предприятии начала века, когда безопасность на улицах была чем-то неслыханным, выборочным и случайным, - дело крайне сложное. Решить вопрос удалось отчасти путем привлечения к делу криминальных элементов (бригадиров). Минус к имиджу, зато по плюсу - к порядку и работоспособности.
Впрочем, в вопросе контроля над сотрудниками помимо кнута у Форда был заготовлен и пряник. Так, снизить текучку персонала отчасти удалось повышением заработной платы, сокращением рабочего дня до 8 часов и даже введением надбавки за трезвость.
Пренебрежение к менеджменту и специалистам
Помните его знаменитое "Если бы я захотел уничтожить конкурентов, то натравил бы на них полчища образованных специалистов"? Да, старик Генри не был дипломированным спецом и даже не имел толкового институтского образования - он обладал всего лишь базовыми знаниями, полученными в провинциальной школе. Однако его нелюбовь к теоретикам произрастала не из чувства зависти, а скорее из недоверия. Форд твердо считал, что успеха добивается лишь тот, кто работает собственными руками.
Конвейер? Нет, угольные брикеты
Окей, миф о якобы изобретенном Генри Фордом конвейере давно развеян. Производитель лишь применил и адаптировал существующую конструкцию для упрощения и ускорения выпуска автомобилей (позже конвейерное производство было дополнительно модернизировано под низких и рослых рабочих). Но вот такая незаменимая в походах штука как брикетированный уголь как раз числится за Фордом. Удивительно, но факт.
Авиация
Автомобили - это далеко не все, что связано с именем Ford. В 1925 году на свет появилась Ford Airways - авиакомпания Генри Форда, фактически построенная на основе предприятия Уильяма Стоута. И первый самолет - трехмоторный Ford 3-AT Air Pullman. Страшноватый на вид и не шибко эффективный в небе, он, однако, стал первым из летающих "Фордов", производство которых растянулось на 60 с лишним лет.
Психика
Личность Генри Форда была крайне интересной и вдали от мира автомобилей. Так, промышленник был убежденным сторонником теории реинкарнации и даже всерьез считал себя перерождением солдата, якобы погибшего в кровопролитном сражении при Геттисберге 1863 года. По его мнению, именно совокупный опыт, полученный после череды подобных перерождений, позволяет добиться успеха.
К другим странностям Форда можно отнести пристрастие к ведической культуре и вегетарианству.
Преступное уважение
Антисемитские настроения, которые поддерживал Форд, вкупе с известностью крупнейшего промышленника не смогли не привести к весьма логичному результату: Форда уважала нацистская Германия. Да, уважение базировалось в том числе и на промышленных связях (Ford успел посотрудничать с немцами), однако личная симпатия, а тем более восхищение - продукт особый.
Кстати, еще до Гитлера свое уважение Форду успела выразить знаменитая гангстерская пара США - Клайд Барроу и Бонни Паркер. Те самые Бонни и Клайд, совершавшие свои налеты на машинах Ford, благодарили создателя за крепкие стальные двери автомобилей, способные защитить их от пуль.
Полный цикл
Успех Форда во многом произрастал из качества выпускаемых автомобилей. И для его максимизации в компании было развернуто производство по полному циклу. То есть добыча и переработка руды уже были частью цепочки процессов, контролируемых Ford. В 1910-м завод Ford был самым современным на тот момент, а благодаря развитию конвейера время сборки автомобилей сократилось со средних двенадцати до буквально пары часов.
Пацифизм и промоушен
С Первой мировой войной связана одна из самых интересных пацифистских акций. Так, Форд, выступивший фактическим спонсором агитационной программы за мир, ввязался в интересное путешествие в Европу на специально купленном корабле. По его задумке, судно со знаменитостями в числе пассажиров должно было направиться в Европу, дабы убедить враждующие стороны в необходимости сложить оружие. Странноватое мероприятие так и не снискало успеха. Акцию не приняли, посчитав несерьезной, а сам Форд быстро вернулся домой и занялся другим делом. Уже через пару лет на его производственных мощностях стали производить военную продукцию, а новым лозунгом стало "Вся полученная прибыль - государству".
Семья и сила духа
Известно, что почти до конца своих дней (до 1947 года) Генри Форд сохранял бодрость и работоспособность. Движение вперед было его основной жизненной позицией. Его сын Эдсел, скончавшийся в возрасте 49 лет, при жизни не имел желания заниматься делом отца - позже автомобильная империя отошла внуку. С сыном у Форда так и не сложилось теплых отношений (отчасти из-за этого его трагическая смерть от рака не оставила сильного отпечатка на душе отца), чего нельзя сказать о жене Кларе Брайант, которая была для Генри Форда неплохим советчиком. Не то чтобы она сильно влияла на твердые, порой даже чересчур, решения ("Я этого хочу, значит, это будет"), но другого, более близкого и надежного компаньона у Генри не было.
Форд и Томас Эдисон против электрокаров
Они вместе выезжали на природу, они дарили друг другу дорогие подарки, их дома стояли рядом: дружба между Генри и Томасом была такой крепкой, что Форд не раз повторял: "Если Томас Алва скажет мне прыгнуть с моста, я прыгну". Молва гласит, что именно Эдисону молодой Генри, тогда еще сотрудник Detroit Edison Illuminating Company, озвучил планы по созданию и производству автомобилей с двигателем внутреннего сгорания и получил его благословление.
#Ford