Светофор априори считается штукой полезной. С тех пор как сто с гаком лет назад, 5 августа, в Кливленде начали устанавливать первых "автоматических регулировщиков", изобретение спасло тучу жизней. И это здорово. Плохо то, что сегодня зачастую там, где стоит светофор, в час пик дорожный поток обгоняют гуляющие по тротуару бабушки. Что делать? Массово отправлять светофоры на пенсию! А параллельно строить, планировать и оптимизировать дорожное движение. Но уже без этих великовозрастных изобретений.
Прежде всего, давайте посмотрим налево, на Запад то бишь. Вот Германия - продвинутая по части автомобилизации страна. У немцев (и прочих европейцев, кстати) на подавляющем большинстве перекрестков организовано обычное "плоское" круговое движение. Ключевой момент при движении по "кругу" - соблюдение всеми участниками движения правил, и у тут у арийцев полный порядок. А заодно порядок и с пробками: у классического кругового движения неплохая пропускная способность, уж точно выше светофорного перекрестка. В европейских городах в принципе стараются использовать "круг" по максимуму, прибегая к помощи светофора довольно редко.
Но голландцам банального "раундэбаута" показалось мало, и они, хорошенько накурившись в кофе-шопах, выдумали "круг" не простой, а "турбированный"! При кажущемся идиотизме в этой гениальной задумке масса преимуществ, а главное - у такого "турбокруга" пропускная способность на 20-30% выше, плюс они безопаснее своих сородичей.
Суть проста. Если тебе нужен ближайший съезд, то ты, разумеется, занимаешь правый ряд - тут все как у людей. Но если тебе нужен второй, третий или четвертый съезд с кругового движения, то разметка и физическое ограждение тебя направляет сначала в левый ряд, который потом на "кругу" плавно становится правым. Звучит сложновато, но посмотрите на схему: этот перекресток не предполагает перестроений внутри "круга" - идеальная защита от дурака!
Конечно, не все так просто. Во-первых, для организации кругового движения нужно как минимум место, гораздо больше места, чем для классического перекрестка со светофором. Во-вторых, здорово усложняется жизнь пешеходам, чей переход становится нерегулируемым. В-третьих, при плотном потоке и в часы пик нередки заторы на самом круговом движении, осложняется и въезд на него. Но все равно по сравнению со светофорным перекрестком эффективность налицо.
Но бывают места, где поток транспорта настолько велик, что даже "круг" не справится. Для подобных узлов существуют специальные развязки. Основная их задача - избежать даже минимального пересечения дорожных потоков. Примеров масса, но вот из последнего. На пересечении Волгоградского проспекта с Люблинской улицей пробка была испокон веков, а в часы пик застойная "борода" транспорта могла доходить аж до МКАДа. Но в прошлом году столичные власти затеяли суперстройку, дабы убрать несчастный свеотофор, а потоки развести по двум уровням. И что вы думаете: стройка еще не закончилась, но уже есть эффект от отсутствия светофора. Или вот из старенького: Ярославское шоссе и улица Вешних Вод. Стоило на пересечении поставить эстакаду, как вечно застойное место стало отлично пропускать автомобили!
Конечно, для строительства развязок нужна не только огромная площадь, но и серьезные инвестиции, а также хорошенько продуманный с точки зрения транспортного инжиниринга проект (каждый хотя бы раз спотыкался об ужасные развязки на ТТК). Но это чуть ли не единственный выход для крупных транспортных артерий города, на которых использование светофоров - натуральное вредительство.
Но бывают места, где строительство крупного многоуровнего узла попросту неоправданно, а для организации кругового движения условия неподходящие. И тут есть выход под названием "бессветофорное движение". Если на пальцах, то это такая организация одноуровнего движения, при котором траектории транспортных средств пересекаются только при перестроении. Но такая схема применима далеко не везде, а только там, где есть возможность развести встречные потоки по параллельным улицам. Вдобавок она требует тщательного планирования.
Но даже если от несчастного светофора никуда не деться, то и тут можно оптимизировать движение. Увы, но зачастую наши дорожники не знают о понятии "зеленая волна", когда все светофоры на одной улице настроены так, чтоб при рекомендованной скорости, стартовав с одного светофора, поток уже никогда не останавливался на "красный". Вы будете удивлены, но "зеленая волна" действительно здорово увеличивает пропускную способность каскада светофорных перекрестков.
Выходит, за сто с лишним лет старина светофор практически изжил себя? Так и есть. В свое время он спасал жизни пешеходам на регулируемых переходах и автомобилистам на равнозначных перекрестках, а сегодня сильно затрудняет даже неинтенсивное движение. Но совсем списывать его на пенсию пока не стоит. К примеру, в той же Европе, если вы въехали в населенный пункт с превышением допустимой скорости, то обязательно встанете на ближайшем светофоре. Вот только что он работал мигающим желтым, а стоило вам подъехать, и резко врубился красный. Эти светофоры нужны, только чтобы осадить торопыгу, не более того. Ну что ж, отличное применение для пенсионера - и работа есть, и людям не мешает.