Нас учили не любить ее с детства. Родину, в смысле. Если российское - значит, самое низкопробное. Если яблоки, то кислые. Если колбаса, то искусственная. Если одежда - лучше уж китайскую. Про автопром и говорить нечего: все, кто волею судеб сел за баранку этого пылесоса - очевидно, несчастные люди. Скажем по секрету: на автомобильной кафедре журфака каждый студент должен сдать курсовую на тему "Проблемы правильного чморения "Жигулей" в контексте развития современного автомобилестроения"
Но неужели и правда, что все российские четырехколесные - чистой воды "Антоновка"? Да, Ульяновск и Тольятти регулярно удостаиваются порицания, часто - по делу. Только вот в России автомобильных предприятий намного больше. И выпускают они не только легковушки. родном отечестве делают еще и грузовики. И где-то на задворках СМИ, крушащих "отечественный внедорожник" за оторванную ручку, проскочила новость: "УралАЗ" начал выпуск новых "Уралов NEXT". Кажется, у нас есть повод прокатиться на Урал, чтобы прокатиться на "Урале". И сделать для себя выводы.
Первое, что обращает на себя внимание: черт, а он отлично выглядит! Даже слишком хорошо, особенно для скромного обаяния отечественной дизайнерской школы и той пыльной каморки, где корпит над скетчами новых авто одинокий страдалец, прикованный к батарее. Кабинный блок по новой идеологии автомобильной группы "Базового элемента" взят от "ГАЗели Next" и дополнен большим пластиковым капотом, который (о чудо!) не гниет и не ржавеет, при относительно малом весе и стойкости к морозам. Могучие крылья, стальной бампер и новая решетка, на которой латиницей выведено грозное имя URAL, создают образ не хуже хромированных площадей "Интернешнлов" и "Петербилдов".
Название латиницей объясняется достаточно просто: до трети всей техники уходит на экспорт, и количество проданных за рубежом грузовиков только растет. Но о честной кириллице никто не забывает - на всех армейских машинах на решетке значится "УРАЛ"
Интерьер салона… Ну, во-первых, он есть. Прошлое поколение грузовика этим похвастаться не могло. Во-вторых, теперь все намного дипломатичнее и демократичнее по отношению к пассажирам: аккуратный немаркий пластик, руль с усилителем, удобные кресла и мощная печка с кондиционером. Ой, вы тоже это прочитали? "Урал с кондиционером". Одна эта фраза настолько красочно описывает изменения, которые произошли с машиной, что на ней можно было бы и закончить описание, но у нас есть еще пара доводов "за".
кабине царит тишина, несмотря на подрагивающий в чреве огромный дизель. Семилитровая "шестёрка" ЯМЗ мощностью 312 л.с - самый современный из отечественных моторов на тяжелом топливе. Крутящий момент этого монстра - 1240 Н·м. Тысяча двести сорок! Благодаря чудовищной мощности рулевой этого вездехода с колесной формулой 6х6 может ехать, не особо отвлекаясь на происходящее ниже ватерлинии. Положим, другие "Уралы" (особенно старые - ну, которые без пластмассы) лучше объезжать, а все остальное не так и важно. Воткнул вторую передачу - и поехал. Благо, коробка ZF, которую теперь производят в Татарстане, позволяет это делать всем, а не только кандидатам в мастера спорта по пауэрлифтингу. Деревья и валуны можно смело принимать на бампер, а небольшие озера и реки форсировать "ходом" - внедорожник, по заверению технического персонала, запросто проходит грязевые ванны до пары метров глубиной.
Но даже эти чудеса - не главное в новой машине от "Автомобильного завода “Урал“". Управлять грузовиком может даже водитель легковушки, найденный по объявлению. Специфика - это габариты монстра, да мультипликатор коробки. Кстати, на шоссе новый "Урал" способен держать крейсерские 120 км/ч.
Испытывать на себе грузовик нам довелось на полигоне, так что щелкать длинной кочергой механического селектора передач нужно было редко - достаточно один раз найти вторую передачу. Опытные товарищи лихо заходят в крутые повороты, поднимая столбы пыли, и ловко маневрируют между сосен. И нам первые метры даются легко, приходит уверенность, а грузовик легко переваривает ошибки новичка.
Те ловкость и опыт, которых требовал от шофера старик "Урал", больше не играют главную роль - желание и водительский инстинкт позволяют справиться с несложным управлением. Кстати, большинство аварий с новыми грузовиками происходит именно в первые часы, когда машина перегоняется с завода на место постоянной дислокации. Поэтому теперь доставкой транспорта занимаются профессионалы - клиент получает купленный автомобиль только на точке работы. Вот такая обязательная услуга от завода, позволяющая сохранить львиную долю выпускаемой продукции.
Руки начинающего водителя тянутся к подключению блокировок, стоит на горизонте появиться огромной луже. Делать это не обязательно, однако пощелкать тумблерами хочется. "Урал Next" может толкать перед собой волну из глины высотой до капота, но подобной на полигоне не нашлось, и алчущей до приключений толпе приходится брать то, что дают.
Остается последний аттракцион - песок. Об испытании на проходимость речи уже не идет, скорее здесь можно почувствовать скорость и маневренность: вездеход из Миасса лихо закладывает виражи между рукотворных дюн и ловко взбирается в горку. По техзаданию он сделает это и груженым доверху, то есть с тринадцатью тоннами гуманитарной помощи в кузове.
Уже можно говорить о комфорте кабины: "Урал" избавился от чудовищных щелей по периметру, став вполне современным коммерческим транспортом с характеристиками внедорожника и грузовика. Интерьер неотличим от "ГАЗели Next", разве что кабина утеплена для работы на северах. Скрипа непритершихся еще деталей дождаться не удалось. Да что там скрип - у него есть управление магнитолой на руле! У того самого "Урала"! Далеко не все современные фургоны могут такой опцией хвастануть.
Снабдив свою новинку всем необходимым, сделав ее современной не только внутри, но и снаружи, подумав наконец-то о людях, что вращают колесо экономики на самой низшей и самой физически тяжелой ступени, "УралАЗ" создал продукт, без которого большой стране никак нельзя. Его предшественник был незаменим и работает до сих пор. И будет работать дальше, пока на смену ему не придет "Урал Next". И те крутые парни, что ждут его в лютых условиях Колымы, Коми, или Якутии, будут встречать его восторженными возгласами. Ведь они на своей шкуре испытали, знают из первых рук - русский грузовик из Миасса не подведет, сдюжит, вывезет, несмотря ни на что. Пожалуй, так и начинается патриотизм.